- «Прочитала, что купания в проруби и источниках водных в Крещение, которые сейчас проводятся повсеместно, являются суеверием. Я каждый год обливалась из ковшика или стояла минуту под душем ночью 19 января. Мне интересно знать Ваше мнение на этот счет».
Я считаю, что погружение в прорубь на Крещение принципиально ничем не отличается от купания в святых источниках, которых у нас в стране огромное количество, например источник преподобного Серафима Саровского в Дивеевском монастыре. Можно съездить туда летом или осенью, весной или зимой, помолиться, приложиться к мощам преподобного Серафима. Чем купание в том источнике отличается от купания в проруби на реке в день Крещения Господня, когда там освящается вода Великим освящением? Принципиально ничем. Только тем, что в проруби Крещенская вода, а в источнике просто святая вода.
Я считаю, что в корне своем этот обряд благочестивый и имеет место быть. Никакого суеверия там, в принципе, нет.
То, что люди наполняют этот обряд своим суеверным отношением, к сожалению, имеет место быть. Вокруг этого обряда возникает нездоровый ажиотаж, люди придают этому чрезмерное значение, считают, что это чуть ли не главное церковное событие в году.
На самом деле таковым должно быть Причастие. Можно в воскресный день в любой храм прийти и приобщиться Святых Христовых Тайн. Огромная масса людей, которые не живут церковной жизнью, к Богу прохладны, к Церкви тоже, не исповедуются, не причащаются, но именно в этот день считают крайне важным полезть в прорубь, потому что якобы какие-то грехи прощаются. Слишком сильное они придают этому значение. Это полностью языческий подход к христианскому обряду, причем у большинства людей.
И что, нам теперь отменять купание на Крещение? Я не думаю, что это правильно. Если мы сегодня отменим купание на Крещение, завтра отменим купание в источниках, послезавтра еще что-нибудь. После всего этого мы во что превратимся? А если, допустим, такая ситуация возникнет, что всем захочется вдруг непременно причаститься перед Пасхой, и люди пойдут не из чистых, христианских соображений, а из языческих? Такое может быть и бывает. И что? Мы отменим Причастие? Скажем, что не будем причащать вообще никого? Нет. Мне кажется, это неправильно. Нужно разъяснять, вразумлять, пытаться достучаться, воспитывать людей, чтобы они осознали, что это такое, для чего нужно, чтобы у них появилось правильное отношение, а не потребительское, суеверное, магическое.
Кстати говоря, на примере Запада многому можно поучиться. У католиков в свое время тоже были проблемы с подобными вещами: ненормальное почитание святых, святынь, мощей, икон и так далее. Протестанты, когда произошла Реформация, решили так: чтобы не было соблазна, давайте всё это отменим, дабы нам не скатиться в язычество. Думаете, у них теперь нет проблем? Стали возникать другие проблемы. Поэтому если мы пойдем по пути отмены христианских обрядов, будем отступать, чтобы люди не наполняли их языческим содержанием, то конца этому отступлению не будет. Мы так и будем отступать, отступать, и вообще ничего не останется.
В связи с этим я хотел сказать Вам одну важную мысль. Дьявол — узурпатор. Он ничего своего изобрести не может. У него нет такой возможности, нет творчества. Он берет Божие, святое, непорочное, извращает, искажает и наполняет своим извращенным смыслом, своей кривдой. Он это делает всегда и во всем. Например, купание на Крещение. Оно по сути благочестиво и хорошо, но лукавый здесь поработал и наполнил всё своим содержанием. Мы ему тоже в этом активно помогаем, я имею в виду людей.
Взять, например, брак — взаимоотношение мужчины и женщины. Господь создал мужчину и женщину, благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28). Семья ― это благословение Божие. Супружеские отношения святы и непорочны. Мы же это наполнили каким-то другим содержанием. Огромное количество людей исказило Замысел Божий о взаимоотношении между мужчиной и женщиной до безобразия и свело их на уровень даже не животных, а ниже. Животные так не делают. Но это же не означает, что мы должны вообще отказаться от Богом данного? Мы должны отвоевать это у дьявола назад. Взять форму и наполнить ее тем первозданным смыслом, который вложил в это Господь. Очистить от дьявольского наваждения и явить миру правильное отношение и к браку, и к купанию, и к святой воде, и к церковной жизни вообще.
Несколько слов скажу о том, как правильно относиться к купанию. Кстати говоря, можно вовсе не купаться. Это необязательно. Материальный мир, как и мы, люди, тоже нуждается в Божественной благодати. Господь одухотворяет этот мир Своей Божественной благодатью Святого Духа иногда в большей степени, иногда в меньшей. В какие-то дни, например в день Крещения Господня, когда мы особо молимся и просим, чтобы Господь с Небес ниспослал Свою Благодать на воду и это водное естество освятил Святым Духом, Господь это делает. Мы, используя святую воду, тоже приобщаемся к Божественной благодати: ее можно попить, умыться. Мы так же приобщимся к Божественной благодати, если нырнем в прорубь. Чем это будет отличаться? Может, попить воды будет еще лучше. Это вовсе не означает, что приобщение к Божественной благодати происходит автоматически: стоит только нырнуть или выпить, и всё само собой произойдет. Вовсе нет. Иначе можно было бы и к Причастию так же относиться. Подойди к Чаше, причастись, и всё, и будет тебе благо. Но мы же говорим: «Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, но во оставление грехов, во исцеление души и тела и в жизнь вечную». То есть можно приобщиться и в осуждение. Божественная благодать, которую мы получаем через святую воду, может или никак не помочь, или даже быть в осуждение. Главное, с каким сердцем, настроением, умозрением, отношением ты это делаешь. Это очень важно. Может быть, это самое главное.
У нас же во время Крещения Господня люди очень многие даже в нетрезвом состоянии. Для кого-то это действительно благочестиво, они с верой и молитвой окунаются в воду, а для других это просто веселье. Повеселиться, дурака повалять, похохотать, и не более того. Что из этого хорошего может получиться?
Вообще-то, дело хорошее искупаться в проруби на реке или на озере, может быть, облиться. Но очень важно это делать с христианским сердцем, сознанием, со смирением, с покаянием, благоговением, молитвой. Чтобы Божественная Благодать, которую мы надеемся принять от Бога, действительно нам была во здравие души и тела.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.