Многие понятия не имеют о том, какую пользу приносит сауна, а подчас даже не знают значения этого слова. Так вот, сауна - это баня, издревле любимая финнами, особенно обитателями Лапландии. В давние времена сауной называли деревянное строение, наполовину погруженное в землю.
Уже первое посещение сауны дает человеку массу незабываемых впечатлений. Те, кому довелось познакомиться с сауной, как правило, становятся ее горячими энтузиастами и стараются приобщить к ее радостям и других.
Эта публикация поможет вам прийти к решению, что в вашем доме просто- таки очень не хватает сауны или домашней бани. Что же касается медицинских аспектов сауны, тут, разумеется, существует множество различных точек зрения. Специалисты по-разному говорят о том, кому и чем она полезна (или, в отдельных случаях, противопоказана).
Кроме того, будет уделено внимание инфрасауне, или, как ее часто называют, инфракабине. Устройство это многие именуют еще и кабиной здоровья. Кабины здоровья появились совсем недавно, в самом конце прошлого столетия, но, как вы увидите, они легко уживаются как с традиционной сауной, история которой насчитывает тысячелетия, так и с сегодняшними ее модификациями.
Оба типа саун служат людям, помогая во всех жизненных перипетиях оставаться бодрыми и здоровыми.
Ритуал прогрева
Жителей холодного Севера строить парные бани вынуждали суровые климатические условия Окрестные леса были источником неограниченного количества древесины, которая использовалась и как топливо, и как строительный материал. Чтобы свести к минимуму опасность пожара, бани строились вдалеке от леса, на берегу озера или реки. При этом удобным оказывалось и то, что воду в баню не нужно было носить издалека; а проточная вода вообще мягче колодезной, она более пригодна для мытья.
Баня, построенная из бревен хвойных деревьев, как правило, делилась на две части: предбанник и парную. Впрочем, часто встречался и упрощенный вариант - только одна парная. Щели между бревнами и трещины в самих бревнах конопатили мхом: так баня дольше сохраняла тепло. Потолочный настил сверху обкладывали пластами дерна, которые старательно утрамбовывали. Дверь сколачивали из тщательно подогнанных массивных досок, щели между ними законопачивали. Навешивалась дверь на кованые петли. Пол настилали с небольшим уклоном, чтобы вода стекала в вырытую под баней яму.
Рядом с печью-каменкой сооружался полок, высоту его рассчитывали так, чтобы можно было сидеть, не задевая головой потолочные балки. Полок делали достаточно широким, чтобы на нем свободно могли лежать два человека.
Напротив полка находилось окно с двойной рамой; напротив печи - отверстие в стене для выхода дыма, отверстие снабжалось задвижкой, с ее помощью регулировали температуру в парной. В углу возле двери стоял чан с горячей водой, а под вентиляционным отверстием - еще один, с холодной. Вдоль стены шла скамья для сидения, а под полком всегда находилась еще и низенькая скамеечка. На отдельной полке или на скамье, рядом с чанами, лежали березовые ковши для воды.
Самой важной частью бани была печь-каменка: она давала пар. Она занимала почти четверть парной и, как правило, находилась слева от полка. Для кладки печи использовали исключительно крупные галечные голыши (речные или морские) и никогда не применяли карьерный камень, поскольку он выделяет угарный газ. Под печи выкладывали основание из голышей. Самым сложным делом было выложить свод: диаметр образующих его голышей не должен был превышать 15-20 см, и подгонялись эти булыжники так, чтобы ни один, не дай Бог, не вывалился. Высота печи составляла 1 м, внутренний диаметр - 75 см. Огонь в такой печи был ровным, дым проходил через свод, как сквозь фильтр, а копоть оседала на камнях свода.
На протяжении столетий топить баню принято было по субботам и перед праздниками. Иногда этим занимались молодые мужчины, но чаще такое важное дело возлагалось на стариков. Предусмотрительный хозяин с весны начинал запасать березовые и ольховые дрова. Смолистая березовая копоть, блестящим черным слоем откладывавшаяся на печном своде, одновременно служила дезинфицирующим средством.
В разгар вьюжной зимы для того, чтобы протопить печь, требовалось три-четыре часа, а то и больше. Это время истопник использовал для того, чтобы, во-первых, наносить в оба чана воды, а во-вторых, поверх древесных углей набросать гладких, без трещин, камней, которые должны были раскалиться до максимальной степени. Когда дым почти полностью выходил через вентиляционное отверстие и через открытые двери, обмакнутой в воду лопатой следовало набросать в один из чанов столько раскаленных камней, чтобы вода в нем почти кипела. Печной под полностью очищали от угля и золы - чтобы в воздух не поднимался угарный газ, затем каким-нибудь старым веником старательно обметали потолок и пол бани, а полок и скамьи окатывали горячей водой. После этого плотно перекрывали задвижкой вентиляционное отверстие и запирали дверь на засов, чтобы жар равномерно заполнил все помещение, согрев не только стены и потолок, но и всю баньку.
Продолжение следует...