Этот дом часто критикуют, называя страшным и придумывая ироничные названия. Но так ли уж он плох? Что задумывали архитекторы, создавая дом, прозванный "Дом-Бастилия"?
Дом под номер 22. Он выделяется своими размерами среди других домов, расположенных вдоль Нахимовского проспекта ближе к пересечению с Севастопольским проспектом. Он приковывает внимание не только своей высотой в 15 этажей и длиной почти в 300 метров, но и своей весьма нестандартной внешностью. Выходящий на дорожную часть фасад сплошь покрыт лоджиями, которые остеклены совершенно невпопад, и доминируют в них оттенки серого. А вот со стороны двора покрытые кирпичом шахты лифтов и лестниц вынесены наружу и напоминают стены крепости. Собственно, за это и прозвали "дом-Бастилия".
Действительно, есть весьма схожие черты. Большое видится издалека, и на фото ниже воистину похоже на крепость, а никак не на жилой дом.
Когда же возникла эта "жилая крепость"? Строительство началось в 1975 года и продлилось 5 лет, что не помешало заселять жильцов в уже достроенные части. Дом состоит из 13 (! ) подъездов, поэтому каждая застроенная секция моментально сдавалась для заселения, что не мешало продолжению строительства.
И он, действительно, впечатляет своей длиной. Хотя в этом у него есть конкурент, находящийся не так далеко – «дом Атомщиков» на Большой Тульской улице. Его длина порядка 400 метров (кстати, в него аналогично заселяли жильцов в момент строительства).
Можно прочитать подробнее о проектировки дома и Даниловской площади в целом в этой статье.
Но эти два дома объединяет еще один важный факт: архитекторами обоих являлись Всеволод Воскресенский и Владимир Бабад. По их проектам построено много зданий на юге Москвы, а Воскресенский спроектировал целый район, об этом можно подробнее узнать в статье.
Но почему невзлюбили «дом-Бастилию»? Ведь недовольства начались еще на стадии строительства, и не общественные, а архитектурного сообщества. Наиболее критиковали отсутствие единого целого, ведь фасад, выходящий на проспект, выглядит совершенно иначе с внутренней стороны, словно это два разных дома. Но Восересенский и Бабад осознанно шли на такой непростой шаг, делая акцент на планировке пространства. Да, площади квартир не сильно отличаются метражом от тех же "хрущевок". Однокомнатная - около 35 метров, двушка - около 50, трешка - в районе 65. Зато есть широкие коридоры! Необходимо конкретизировать, что дом выполнен по индивидуальному проекту, более того, экспериментальному проекту. Была попытка отказаться от уже устаревающих на тот момент "хрущевок" и создать новый тип жилых домов. А в таких случаях ошибки неизбежны. Ведь есть существенный нюанас: необходимо было создать недорогой тип жилья, поэтому со всей экономией в данном проекте стремились найти лучшие решения.
Выступы внутреннего фасада, действительно, нестандартны, но они носят практический характер - увеличивают жилое пространство. Да и на башни с бойницами они похожи с одной стороны, а с другой стороны имеют большие окна и создают светлое пространство внутри.
Внешний фасад смущает своей мрачностью. Но в проекте задумывался единый вид остекления фасада. Попурри из самодельного остекления лоджий и его отсутствия лишили облик целостности.
Ложку дегтя внесли в колористку здания, при покраске управляющая компания добавила черные тона, что придало дому большей мрачности.
Поэтапное заселение на стадии строительства сыграло злую шутку. Некоторые из жильцов смекнули, что за вознаграждение (чаще всего алкоголем) можно договориться со строителями и поменять не устраивающие двери, сантехнику или еще чего-нибудь. Строители охотно шли на такой обмен, на замену брали материал из недостроенных частей, поэтому жильцы, въезжающие позже предыдущих, обнаруживали отсутствие дверей или, например, унитаза. Впрочем, такое случалось не только с этим домом. Увы, ситуация была частой.
К сожалению, из первоначальной задумки архитекторов воплощена, скорее, меньшая, чем большая часть. Но это не их вина. Времена менялись, финансирование урезалось, страна уходила в так называемую "эпоху застоя", где об экспериментах приходилось забывать. Главным становилось слово «хотя бы доделать».
Как вы считаете? Эксперимент удался? Справедливо ли этот дом называют «уродцем»?
Спасибо, что дочитали! Делитесь мнением и подписывайтесь на канал.