Найти в Дзене

Авиационный пулемет MG.14: Parabellum - не только пистолет

Приветствую вас друзья! Со знаменитым "тезкой" этот пулемет роднит не только название, но и фирма-производитель.

Германские военные начали задумываться об оснащении летательных аппаратов стрелковым оружием еще лет за пять до начала мировой войны. В 1909 году были сформулированы тактико-технические требования к будущему авиационному пулемету. В частности одним из самых важных условий была небольшая масса системы. По началу к разработке привлекли специалистов государственных предприятий, в частности арсенала в г. Шпандау. Однако справится с поставленной задачей им не удалось. Тогда за дело взялись частные компании.

Одной из них стала Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken AG ( сокращенно - DWM). Это был один из ведущих производителей стрелкового оружия Германской империи. Достаточно сказать что именно на этом предприятии серийно выпускался пистолет Люгера - легендарный Р.08, он же "Парабеллум". Помимо этого DWM производила и станковый пулемет MG.08, являвшийся германской версией пулемета Максима.

Именно его взял за основу конструктор фирмы Карл Хайдеман, когда начал работы по проектированию своего "облегченного пулемета" изначально предполагавшегося для вооружения кавалерии. Начав работать в 1909 году уже через два года он представил первый опытный образец, имевший пока еще водяное охлаждение ствола.

Пулемет DWM MG.14 с водяным охлаждением ствола. В некоторых источниках пулеметы с водяным охлаждением обозначаются как MG.13
Пулемет DWM MG.14 с водяным охлаждением ствола. В некоторых источниках пулеметы с водяным охлаждением обозначаются как MG.13

Пулемет получил обозначение MG.14 и поступил на вооружение экипажей дирижаблей. Здесь большой вес пулемета с водяным кожухом не был столь критичен - грузопъемности "цеппелинам" вполне хватало. А вот пожаробезопасность была на первом месте - раскалявшийся от стрельбы ствол пулемета с воздушным охлаждением мог запросто стать причиной пожара на наполненном водородом воздушном судне. Серийное производство началось в 1913-1914 годах. Было выпущено несколько сотен экземпляров этой модели.

Пара пулеметов MG.14 на одном из германских дирижаблей. Пулеметы установлены на треножных станках
Пара пулеметов MG.14 на одном из германских дирижаблей. Пулеметы установлены на треножных станках

Для вооружения аэропланов была разработана ещё одна версия пулемета. Для облегчения конструкции водяное охлаждение было заменено перфорированным кожухом с овальными отверстиями. Данная модификация получила обозначение LMG 14 (Luft Maschinengewehr 14) и стала одной из основных моделей пулеметов использовавшихся самолетами кайзеровских ВВС в годы Первой мировой войны.

-4

По конструкции пулемет, как и его станковый прототип, относится к системам автоматика которых использует энергию отдачи с коротким ходом ствола. Перед выстрелом затвор и ствол удерживаются вместе системой шарнирных рычагов. В момент выстрела под действием отдачи они начинают откат как одно целое. Пройдя относительно небольшое расстояние, затвор и ствол разъединяются, затвор продолжает откат, извлекая и выбрасывая стрелянную гильзу, а также захватывает патрон из ленты, перемещая его на линию оси ствола. Затем с помощью возвратной пружины затвор двигается вперед досылает патрон в патронник и вся система возвращается в первоначальное положение. После производства выстрела операция повторяется заново.

Рычажная система запирания. Вид сбоку и сверху. В отличие от системы Максима рычаги складывались вверх, а не вниз.
Рычажная система запирания. Вид сбоку и сверху. В отличие от системы Максима рычаги складывались вверх, а не вниз.

Как и пулемет Максима, образец Хайдемана сохранил запирание шарнирно сочлененными рычагами. При этом рукоятку-копир конструктор заменил копирной поверхностью расположенной внутри короба. Работа запирающих рычагов напоминала аналогичную систему пистолета "Парабеллум", благодаря чему пулемет и получил свое название.

Пулемет состоял из ствола, его защитного кожуха, короба, в котором помещались основные механизмы: замок, запирающий механизм и возвратная пружина, а также спусковой механизм, приклада и рукоятки управления.

-6

Ствол по внешней поверхности имеет коническую форму. В канале четыре правосторонних нареза. Вокруг ствола располагается защитный кожух с тридцатью восемью отверстиями овальной формы.

Затворный короб. Вид слева. При снятом прикладе виден стакан возвратной пружины. Виден год изготовления 1913-й
Затворный короб. Вид слева. При снятом прикладе виден стакан возвратной пружины. Виден год изготовления 1913-й

Затворная коробка прямоугольной формы меньше по ширине и высоте, чем исходная у MG.08. Возвратная пружина оснащена амортизатором-ускорителем и располагается в трубчатом выступе в тыльной части короба. С правой стороны находится рукоятка взведения затвора, а в передней части окно лентоприемника.

Схема работы механизмов пулемета LMG.14 "Parabellum" Вверху затвор закрыт, внизу - отведен в крайнее заднее положение.
Схема работы механизмов пулемета LMG.14 "Parabellum" Вверху затвор закрыт, внизу - отведен в крайнее заднее положение.

Наибольшие изменения претерпела конструкция затвора. 3амок для лучшего его отбрасывания имеет продольное движение на роликах. Вертикально двигающаяся личинка пулемета Максима для вытаскивания и опускания патронов исключена, чем достигается значительное умень­шение размеров в вертикальной плоскости, а следовательно, и веса. Личинка заменена рычагом специального устройства (не показан на ри­сунке), опускающим патроны вниз вдоль по передней плоскости замка. Пластинчатая пружина ударника для экономии места заменена спираль­ной. Части рычажного сцепления - мотыль (А) и шатун (Б) - и способ взведения ударника сконструированы наподобие системы Максима. Главное отличие заключается в способе свертывания мотыля и шатуна, которое проис­ходит вследствие наскакивания выступа шатуна (В) на неподвижный уступ короба (Г), и в расположении возвратной пружины (Д), которая помещена по осевой линии канала ствола и рычажного сцепления, а не сбоку пуле­мета. Производство выстрела получается при набегании передних нижних роликов (Е) на скошенную плоскость отведенной назад спусковой тяги (Ж). При таком набегании коромысло (ЕЗ), установленное на оси (И) и имеющее на переднем конце эти ролики, вращается вокруг оси, задний конец его опу­скается вниз и освобождает взведенный ударник. В случае если спусковой крючок нажат, происходит выстрел.

Проекции и внутреннее устройство замка
Проекции и внутреннее устройство замка

Прицельные приспособления открытого типа состояли из двух визиров смонтированных на кожухе ствола и крышке ствольной коробки. Мушка Передний визир (мушка) выполнялся в виде сетки для ввода угла упреждения.

Отличия коробов LMG14 и LMG 14/17 (вверху). На на верхней крышке короба LMG14/17 видны крепления для установки оптического прицела.
Отличия коробов LMG14 и LMG 14/17 (вверху). На на верхней крышке короба LMG14/17 видны крепления для установки оптического прицела.

Питание пулемета производилось от намотанной на катушку ленты, размещенной справа от пулемета. Увеличению темпа стрельбы должна была способствовать облегченная патронная лента, однако приемник был рассчитан и на использование штатной ленты от пулемета MG.08. Емкость ленты могла быть различной - на 100, 250 или 500 патронов.

Для предотвращения случайного выстрела пулемет имел предохранитель, расположенный под спусковой скобой. Он блокировал спусковой крючок и отключался при при охвате скобы.

Пулеметы LMG.14\17 на турелях бомбардировщика Gotha G.V
Пулеметы LMG.14\17 на турелях бомбардировщика Gotha G.V

Пулеметы "Парабеллум" имели большой успех у немецких авиаторов. Ими оснащались практически всех разведчики и бомбардировщики германских ВВС: от легких двухместных альбатросов до знаменитых "гот" и гигантских многомоторных "ризенфлюгцойгов". Кроме одиночных установок применялись и спаренные - причем последние как правило на тяжелых многомоторных бомбардировщиках серий R.

MG.14 применялся практически на всех театрах военных действий Первой мировой и везде зарекомендовал себя как простое и надежное оружие. Немало пилотов Антанты испытало на себе его огневую мощь.

Турельная установка "Парабеллума" в кабине летнаба на двухместном самолете-разведчике.
Турельная установка "Парабеллума" в кабине летнаба на двухместном самолете-разведчике.

Устанавливался "Парабеллум" как правило на подвижных установках, шкворневого или турельного типа. Были случаи его использования его и в качестве синхронного пулемета. В частности, в мае 1915 года, пять пулеметов в месте с синхронизаторами системы Антони Фоккера были установлены для испытаний на самолетах Fokker M.5K/MG - предсерийном прототипе Fokker E.I. В результате LMG.14 стал первым пулеметом приспособленным для стрельбы сквозь воздушный винт. Правда в роли синхронного он долго не задержался уступив вскоре место LMG08 "Spandau", который стал стандартным синхронным пулеметом на немецких истребителях до замены на LMG08/15.

LMG.14 установленный в качестве синхронного на истребителе-моноплане Fokker, 1915 год.
LMG.14 установленный в качестве синхронного на истребителе-моноплане Fokker, 1915 год.

В процессе эксплуатации из-за крупных габаритов кожуха и катушки с лентой выявилась ощутимая парусность системы, что негативно сказывалось на аэродинамике тогдашних самолетов, добавляя к их и без того неидеальным формам дополнительное сопротивление воздуха. Да и массу тоже неплохо было бы ещё уменьшить.

Разведчик LVG С.V с пулеметом LMG.14
Разведчик LVG С.V с пулеметом LMG.14

В 1917 году вышла новая модификация пулемета, в которой попытались исправить указанные недостатки. Она получила обозначение MG 14/17. Была несколько уменьшена длина ствола и диаметр защитного кожуха, а также добавлены крепления для установки 3-х кратного оптического (колиматорного) прицела.

Общий вид пулемета и шкворневой установки для него
Общий вид пулемета и шкворневой установки для него

В пехоте пулемет нашел лишь ограниченное применение - сказывалась его все-таки довольно большая масса до 23 кг с патронами и высокая "авиационная" скорострельность, которая вела к чрезмерному расходу боеприпасов. Для сравнения британский ручной пулемет Льюиса весил около 12 кг. Тем не менее, некоторое количество "парабеллумов" оснащенных сошками применялось в наземных частях в качестве ручных пулеметов.

В окопы также попало некоторое количество MG.14 с водяным охлаждением, которые были сняты с поврежденных дирижаблей. В конце войны союзные войска захватили несколько таких пулеметов, которые, возможно, были выданы из старых запасов Цеппелина штурмовым частям.

Пехотная версия пулемета
Пехотная версия пулемета

Помимо Германии пулемет состоял на вооружении польских ВВС, куда после окончания первой мировой войны попал в месте с поставленными немецкими самолетами. 115 пулеметов "Парабеллум" использовалось армией Латвии по состоянию на 1936 год.

Слева - спарка LMG14, справа - LMG 14/17
Слева - спарка LMG14, справа - LMG 14/17

В отличие от одноименного пистолета, пулеметы LMG14 и LMG 14/17 "Parabellum" имели довольно недолгую боевую жизнь. Применение пулеметов после окончания первой мировой войны было весьма непродоложительным. Последними эпизодами его боевого использования стали советско-польская война и боевые действия в период гражданской войны в России. Поскольку по условиям Версальского мира немцам было запрещено иметь военную авиацию, то и производство авиационных пулеметов было прекращено. Можно сказать, что пулемет ушел в историю вместе с авиацией Германской империи.

Наземная стрельба из LMG.14\17
Наземная стрельба из LMG.14\17

Источники: В.Г. Федоров "Эволюция стрелкового оружия Т.2", А. Благонравов, А. Гнатенко, М. Гуревич, А. Сидоренко "Атлас конструкций автоматического оружия", Harry Woodman "German Observers Guns", Williams, Anthony G. and Emmanuel Gustin "Flying Guns: World War I and its Aftermath 1914–32"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!