Найти тему

КУНОИТИ И ШПИОНЫ ИЗ ПРОВИНЦИИ ИДЗУМО

Говорят, что в 1603 году Идзумо-но Окуни из провинции Идзумо создала искусство Кабуки. К тому же она могла быть и шпионкой…

Окуни в образе самурая
Окуни в образе самурая

Родившись примерно в 1572 году, Идзумо-но Окуни (出雲阿国) была служительницей храма. В какой-то момент она создала собственный стиль пения и танцев в сухом русле реки Камо в столице Киото. Она стала очень популярной среди всех классов общества и хорошо известной во многих регионах. Одна из особенностей, которую она выполняла, и действительно выделяло её, была вербовка женщин из низших классов, чтобы они выступали в её полностью женском шоу. По словам автора и исследователя Пола Варли, в своей книге «Японская культура», опубликованной в 2015 году, Окуни «собирала женщин-изгоев и неудачниц из разных регионов, особенно тех, кто занимался проституцией». Затем она «давала им наставления, учила их актерскому мастерству, танцам и пению, чтобы сформировать свою труппу».

До того как Окуни прославилась своим новым стилем исполнения, который люди назвали кабуки, она росла как мико или «церемониальная танцующая служительница храма» Идзумо-тайся. Мико считались шаманами, также их обучали выполнять ритуалы, начиная от «священного очищения» и заканчивая танцем кагура (神楽,かぐら, Божья радость), предназначенный для призыва и приветствия богов.

-2

Окуни путешествовала по стране и выступала со своими дамами, пока не вышла на пенсию в 1610 году, когда она внезапно исчезла. Некоторые историки кабуки считают, что она умерла в 1613 году, в возрасте около 41 года, но нет никаких доказательств, подтверждающих это. Она просто исчезает из публичных записей.

Хотя Идзумо-но Окуни была знаменита и она фигурирует в традиционных учебниках, её истинное происхождение неизвестно, и многое о ней до сих пор неясно. Говорят, что она была служанкой храма Идзумо-тайся, как уже упоминалось ранее, но она также была записана как Онмёдо Сёмондзи (陰陽道声聞師), предсказательница судьбы в храме Кофоку-дзи и даже тайная дочь буддийского святого из секты Дзисю.

Полководец Тайра-но Масакадо
Полководец Тайра-но Масакадо

Вообще, артисты этого периода времени считались «кавахара-но моно» (河原者), классом крестьянства. Но времена когда Окуни активно действовала, это было время строгих социальных предписаний и разделения социальных классов, характерных для периода Токугавы. Таким образом, в зависимости от её талантов и навыков её дам, они могли привлечь различную аудиторию, даже высший класс. В сравнении с женщинами периода Сэнгоку (период Воюющих княжеств), которые жили открытой и относительно свободной жизнью, женщины периода Токугавы жили в тени мужчин в гораздо более строгом и регулируемом обществе. С самого начала периода Эдо становилось всё меньше и меньше возможностей и ролей для женщин в кабуки. В конце концов, правительство Токугавы полностью запретило женщинам выступать в кабуки и разрешило только мужчинам, достигшим среднего возраста.

Идзумо-но Окуни часто появляется в рассказах и исторических романах, изображающих начало периода Эдо после окончания периода Сэнгоку. Она не только считается основательницей кабуки, но есть и другие литературные произведения, которые изображают её как шпионкой (синоби). В книге «Скрытый японский народ» (1976 г.) Ямада Мунэмицу (隱れた日本人:山田宗睦) описывает Идзумо-но Окуни и её дам как отправляющихся в «места и сцены, которые изображаются как места, куда мог бы пойти ниндзя». В первую очередь, имея в виду районы в Изумо, где, как известно, обитали ниндзюцу-цукай (忍術使い, использующие ниндзюцу).

Многие энтузиасты ниндзюцу знают истории о Такэда Сингэн, знаменитом даймё из провинции Кай, якобы использовавшим женщин-агентов в качестве шпионов. Одна из таких шпионок, известна как Мотидзуки Тиёмэ, которая была вдовой Мотидзуки Моритоки, погибшего в битве при Каванакадзима. Рассказывают, что она основала поместье в деревне Нэдзу в провинции Синано, где, как полагают, она собирала осиротевших и брошенных девочек из городов и деревень, и обучала их быть служительницами святилищ и шпионками. Затем их отправляли в различные места по всей стране в качестве «странствующих девушек из храмов» (арукимико), получавшие задания для сбора разведывательной информации. С давних времен Синано и гора Тогакуси были убежищем для ниндзя, известных как «суппа» (素破). Корни знаменитых синоби Ига и Кока также находятся в провинции Синано, так как это место рождения легендарного Кока Сабуро, который был послан императором для подавления восстания и позже стал одним из отцов-основателей Ига и Кока-рю ниндзюцу.

Некоторые историки предполагают, что пока Идзумо-но Окуни не прославилась своими танцами и пением в стиле кабуки, она жила подобно «странствующим девушкам из храмов», собирая информацию.

Еще один клан синоби Идзумо, известный как Иборо, базировался в регионе Санъин. В восстании Тэнгё-но ран (Смута годов Тэнгё) они служили Тайра-но-Масакадо, но когда Масакадо проиграл битву и погиб, люди Иборо бежали и рассеялись по стране. Когда это произошло, большинство из них бежали обратно в Изумо и регионе Санъин. Рассказывают, что те, кто бежал на гору Атаго и храм Хакуундзи на ее вершине, присоединились к синоби из Ига. Те, кто отправился на гору Цукуба, стали известны как Фума синоби-но моно (風魔忍者). Ниндзя Фума служили клану Ходзё в период Воюющих княжеств, и на протяжении многих поколений их лидер носил имя Фума Котаро.

Кроме того, была ещё одна группа из Иборо, которые поддерживали Масакадо. Они прятались в горах возле столицы, по ночам они спускались в город и грабили людей, а также устраивали засады на дорогах. Однажды они ворвались в дом, где остановился странствующий монах Куя (空也上人). Но их планы изменились, вместо того, чтобы ограбить монаха, они построили травяные хижины рядом с его домом и охотно стали его учениками, изучая учение монаха и распевая мантру Нэнбуцу. Они научились честно зарабатывать на жизнь, попрошайничая и продавая свои самодельные деревянные миски и чашки. С помощью Куя и его связей при дворе, они помогли клану получить работу в сфере обеспечения безопасности в столице, работая в качестве официальных имперских «ловцов воров». Они стали хорошо известны своим мастерством по задержанию преступников и пользовались большим спросом у господ из разных частей Японии.

Войска Нобунага поджигают Энряку-дзи и убивают монахов при осаде горы Хиэ 1571 г. (изображение из Эхон тайкоки)
Войска Нобунага поджигают Энряку-дзи и убивают монахов при осаде горы Хиэ 1571 г. (изображение из Эхон тайкоки)

В Ясэ есть семья под названием «Ясэдодзи»(八瀬童子), которые, как рассказыают, были потомками безрогого «Они» (демона) из Идзумо, и они служили императору, когда он проживал в храме Энрякудзи. Их также называли «теневыми монахами императора» (天皇の影法師), потому что они служили в храме в качестве монахов (法師), а также имели тайную роль «онмицу» (隠密) или секретных агентов императорского дворца. Похоже, что отношения между Ясэдодзи и императором укрепились после осады горы Хиэй и сожжения храма Энрякудзи Одой Нобунага. Ясэдодзи были также людьми, которые по традиции несли сокарэн, или переносную церемониальную подставку, на которую ставили императорский гроб.

В любом случае, в этом эссе я хотел бы подчеркнуть, что, основываясь на приведенной выше информации, мы можем увидеть, что провинция Изумо была источником для многих типов людей, занимавшихся тайной деятельностью, которых сегодня мы обычно сегодня называем ниндзя или даже куноити

Шое Аскью, сихан Будзинкан

БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ СТАТЬИ, ПЕРЕВОДЫ КНИГ, УЧЕБНЫХ ВИДЕО

-5