Найти тему
КультРАкурс

Сладкая натура. Виноград в натюрмортах Светланы Козловцевой

В спелой виноградной грозди – множество оттенков и невероятное притяжение роскошной природной красоты. Она охотно стремится стать королевой натюрмортов, а удачно выписанная, может сделать всю картину. У художницы Светланы Георгиевны Козловцевой виноград полюблен в сюжетах. Превосходно исполненный, он являет нам не только свою, но и абсолютную авторскую зрелость.

Вот вроде бы не сложный по композиции «Натюрморт с виноградом», где тяжелые, сочные кисти свободно занимают ложе белой вазы и спускаются с него.

Натюрморт с виноградом. Светлана Козловцева
Натюрморт с виноградом. Светлана Козловцева

Тщательно переданные художницей, они контрастируют со светлым фоном и вазой прозрачного стекла, добавляющими воздуха в работу. Нарочная разносортность натуры позволяет проявиться цветовым вариациям. И, конечно, она берет главное внимание на себя. Графин с содержимым, поддерживающим виноград колористически, наполовину скрыт. Некая студийность фона, возможно, облегчила задачу мастеру и усилила акценты, одновременно сделав восприятие натюрморта легким. Светлая простота всего, что окружает центр композиции, выгодно выделяет его. Убери автор из замысла прозрачную вазу с ее бликами, и восприятие зрителя, возможно, лишилось бы нужного тонкого аккорда.

В красном. Светлана Козловцева
В красном. Светлана Козловцева

«В красном» – та же виноградная история, но другие цели – дать возможность перекличке красных оттенков отовсюду. Чудесные грозди, светящиеся изнутри, спокойно солируют, послушно откликаясь цветовым эхом в доминирующей теме. Строгие вертикали бутылок, кувшина и вазы хорошо соединяются с плоскостью тарелки и вольным расположением виноградных кистей на ней. Остальные предметы дополняют это содружество, делая натюрморт содержательнее.

«Так как в живописи у меня определенные задачи, связанные с формой, колоритом и взаимоотношениями предметов, то виноград в этом случае усложняет их, – говорит Светлана Георгиевна. – Множественность форм заставляет меня как художника стремиться к их цветовой глубине, верному отображению в пространстве, обнаруживать оттеночные влияния друг на друга. Вообще цветовые отношения в природе всегда волнуют. Бывают такие прекрасные вечера из окна, что необычайно вдохновляют своей живописностью. Что бы я ни создавала, образность в работе является первой моей целью. И мне кажется, что зритель это должен уловить.

Еще один виноградный натюрморт Светланы Козловцевой
Еще один виноградный натюрморт Светланы Козловцевой

Хочется добиться глубины… Этим мне интересен Врубель с его подлинным пониманием цвета, богатством колорита. Очень часто, когда пишу работу, остаюсь недовольной. Иногда даже и смотреть на картину не хочется, потому что видишь: и там плохо, и тут недостатки. А потом отставляю ее, и через некоторое время она будто сама уже начинает работать. Появляется завершенность и другой взгляд на нее. Картина часто мучает, но убеждена, что эти муки характерны для любого творческого труда, который, в свою очередь, выстраивает человека, и он стремится к лучшему, какого бы уровня не достиг. Наверное, это путь совершенствования личности. Человек что-то вдохновенно создает, а творчество делает человека…»

Светлана Козловцева
Светлана Козловцева

Светлана Георгиевна Козловцева (1950). Член Союза художников России. Заслуженный художник Республики Алтай. Окончила Симферопольское художественное училище и Ленинградский государственный художественный институт имени И. Е. Репина. Участница российских, зональных и республиканских выставочных проектов. Педагог. Ведущие направления в творчестве: живопись, декоративно-прикладное мастерство. Картины находятся в музеях Бийска и Горно-Алтайска, а также в частных коллекциях России и зарубежья.

Екатерина Баженова

Благодарю за внимание! Подписывайтесь, дорогие читатели!

Читайте также:

В духе старых мастеров. Великолепные пейзажи Вячеслава Торбокова

Большие снега Елены Корчугановой

"Он был счастливым человеком!" Автор портрета Гуркина - о его создании и судьбе героя