Толпы собратьев-туристов в императорских садах Запретного города Пекина меня совсем утомили, но день завершать было еще рано. Около часа дня я поднялся на холм в парке Цзиншань, который был насыпан грунтом, извлеченным из рва Запретного города.
Вид на Запретный город и окрестности замечательный, еще и туристов здесь немного. Прекрасное место перевести дух после Запретного города и , так сказать, заполировать впечатления.
Китайцы в основном развлекаются переодеванием в цинских вельмож и их дам.
У искусственных холмов, на которых расположен парк Цзиншань, есть применение по Фэншую. Они прикрывают Запретный дворец с севера, а у таких мест лучшие места для жилья человека по Фэншую.
Парк приятный и виды открываются красивые.
В этом парке находится центр Пекина, на который можно наступить.
Искать главную достопримечательность парка, дерево, на котором повесился последний император из династии Мин, я не стал и отправился пешком в северный Дунчэн, осматривать храмы.
По дороге я углубился в хутуны. Занятная прогулка, без навигации в лабиринте было бы сложно, чем-то напоминает марокканскую медину.
Удивило наличие большого количества общественных туалетов, но потом я понял, что в окружающих домах нет канализации и так власти решили эту проблему. В хутунах чисто и нет неприятных запахов (социализм так сказать в действии). И много "хутуномобильчиков"...
Кстати, нищие в Пекине есть, но их немного и они скромно «почти организованно» спят в переходах по ночам, сами поддерживают там чистоту и днем, в туристическое время их не видно. Есть другая проблема, часть пенсионеров не получает пенсии. Одна часть старушек побирается, а другая часть активно торгует разнообразным нехитрым товаром. Удивительно, но многие в категории торгующих знают английский, а некоторые даже русский. В общем, с пенсионерами в Китае скоро будет беда, их просто море, а молодежи мало. Это будет очередной китайский кризис, который может в очередной раз отбросить страну назад.
В планах на этот вечер было посетить ламаисткий храм Юнхэгун, а также расположенные рядом конфуцианский храм Кунмяо и императорское училище Гоцзыцзянь.
Первым я направился к тибетским буддистам. К религии я отношусь спокойно, интересуясь ей скорее в этическом и этнокультурном плане. Ранее довелось бывать храмах консервативной ветви буддизма, тхеравады в Шри-Ланке и ЮВА. Юнхэгун – это первый махаянский, ламаистский храм, который я посетил.
Первое, что настораживает – это платный вход в действующий храм. У буддистов настолько не скрывается коммерциализация, что возникает резонный вопрос в религиозной святости храма. Найти храм легко, находится он рядом с одноименной станцией метро и окружен как водится у буддистов лавочками, торгующими религиозной атрибутикой.
Этот самый почитаемый за пределами Тибета ламаистский храм, конечно стоит посетить, но особого восхищения у меня он не вызвал. С культурно-религиозной стороны все атрибуты имеются: монахи, курильни, Будды, Цзонкаба.
Самое сильное эстетическое впечатление производит огромная статуя Майтрейи (олицетворения будущего) в павильоне Ваньфуге.
Фотографирование внутри павильонов запрещено, но монахи ленивы и следят за порядком сквозь пальцы.
А вот два воплощения двухтысячелетней китайской имперской государственности, Храм Конфуция и училище Гоцзыцзянь мне понравились больше.
Здесь царит свойственная для конфуцианских учреждений атмосфера покоя. Хотя сейчас это музей. Первое, что запоминается здесь - это классическое изображения Конфуция или правильнее Кун Цю – благообразный длиннобородый старик, просто излучающий мудрость.
Философскую подоплеку его учения я более-менее понял, с ее воплощением, хоть теперь и неявным я сталкивался все три недели путешествия по Китаю. А вот религиозную составляющую совсем не понял. Может быть эти разодетые дядьки воплощения Кун Цю.
Разделить где храм, а где училище мне не удалось. Я только понял, что осматриваю экспозицию посвященную китайским средневековым студентам и знаменитым «экзаменам» эрудитов.
Покидал я Кунмяо одним из последних, уже после закрытия, было тихо и благостно. На последок помахал благостному дедушке Кун Цю.
Итак, впечатлений было уже выше крыши и даже больше, но останавливаться было все равно рано. Немного поразмыслив, я решил сменить обстановку и направился на метро из истории в современность на торговую улицу Ванфуцзин.
На Ванфуцзине быстро понял, что сил на осмысленный шопинг не осталось, да и внешний вид и названия здешних торговых центров и магазинов говорил, что мне пока не стоит в них появляться.
К тому же спазмы в желудке говорили, что поря его чем-то заполнить. Я хотел только перекусить на ночном рынке, а потом двинуть пешком в гостиницу. Но не тут то было. Я ведь бывал уже в подобных местах. А в Китае удержаться, чтоб, извините, не обожраться просто невозможно. Рот мгновенно заполняется слюной и ты теряешь разум.
Я еще смог удержаться от потребления всякой экзотики: съел какие-то вкусные мясные кусочки и порцию пелемешек. Но все равно спасаться пришлось китайским ужасно вкусным йогуртом.
В гостиницу я шел через вечернюю уже притихшую площадь Тяньаньмэнь.
Напоследок полюбовался «чудом» современной пекинской архитектуры «Большим театром КНР». Ранее с высоты ворот Тяньаньмэнь я уже видел это «чудо-яйцо» издали. Вблизи у меня естественно возник вопрос: «Неужели не нашлось место подальше от Запретного города и многострадальной Тяньаньмэнь»?.
Немного привела меня в нормальное настроение полумистическая прогулка по притихшей перед закрытием улицей Цяньмэнь. Да, китайцы додумались закрывать эту улицу на ночь.
Купил немного провианта и воды и гостиницу. Спать, ноги просто гудели. А ведь на следующий день я собирался снова на Стену, уже на дикий участок.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...