Найти в Дзене
Стройбат конца 80-х

СТРОЙБАТ КОНЦА 80-х: О БЕДНОМ ТУВИНЦЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Наиболее интересным из национальных меньшинств стройбата, на мой взгляд, является тувинское сообщество. С точки зрения, старого, хи-хи-хи, этнографа.

Я уже упоминал об этих ребятах вскользь. Теперь чуть подробнее.

В 87-м, когда мое королевское величество прибыло на службу, тувинцев в части не было вообще.

Они появились через год и показались всем нам ярчайшей иллюстрацией анекдотов о чукчах: скуластые, узкоглазые, круглолицые и очень робкие, тувинцы вели себя так, словно впервые соприкоснулись с цивилизацией.

Мы в свою очередь с интересом наблюдали за тем, как кучка тувинцев садилась за отдельный стол в столовой и рассматривала кругляши сливочного масла, словно некую диковинку.

Создавалось впечатление, что эти ребята только-только покинули свои юрты, яранги или чумы и кроме как мчаться на оленьих упряжках по бескрайней тундре ничего не умеют.

Мы перешептывались о том, что тувинцы никогда не видели телевизора и вообще рассуждали о них в стиле: шайтан – черт, арба – телега, шайтан-арба – железная дорога.

Первое впечатление оказалось ложным. Не знаю, что там в Туве было с организацией призыва, но, по-моему, тувинцев просто напугали армией так, что они решили будто попали в ИТК усиленного режима. Ну и. само собой, ожидали подвоха со всех сторон.

Когда им стало ясно, что стройбат не совсем тюряга, тувинцы начали оттаивать. Сначала выяснилось, что они прекрасно понимают казахский язык. Потом они, вполне сносно, заговорили на русском. А через пару месяцев я даже подружился с одним из них. Звали его Костя. Я стал его опекать и с удивлением узнал о том, что Константин жил вовсе не юрте и на собачьих упряжках не ездил. Он, как и я, закончил два курса института в Кызыле.

Скорее всего, тувинские национальные традиции просто были гораздо крепче, чем наши, например белорусские. Поэтому и Москва для этих ребят показалась чем-то вроде Содома и Гоморры, а развращенные цивилизацией славяне – настоящими бесами.

Уже через полгода тувинцы органично влились в наше стройбатовское сообщество, а Костя стал лидером этого национального меньшинства.

Голоса тувинцев уверенно зазвучали в нашем многонациональном хоре, а кругляши сливочного масла поедались жителями Тувы с большим аппетитом.

Продолжение следует.