Найти тему

Пассажирский лайнер остался без кислорода

14 августа 2005 года Boeing 737-300 авиакомпании Helios Airways вылетел из Ларнаки (Кипр) в Прагу (Чехия) через Афины (Греция). На борту находилось 115 пассажиров и 6 членов экипажа. Примерно через семь минут после вылета экипаж сообщил на землю, что у них зазвучало предупреждение о неверной взлётной конфигурации. Это было очень странно, потому что такая сигнализация срабатывает только на земле. В это время самолёт продолжал набор высоты. Затем капитан сообщил что возникли неполадки в системе охлаждения. Примерно через 13 минут после взлёта экипаж перестал отвечать на запросы.

Boeing 737 авиакомпании Helios Airways
Boeing 737 авиакомпании Helios Airways

Между тем лайнер достиг заданной высоты 10 350 метров и продолжил горизонтальный полёт на ней. Примерно через час он долетел до места назначения, Афин, и ушёл в зону ожидания летать по кругу. На запросы Афинских диспетчеров никто не отвечал. Ещё через час, опасаясь возможного угона и падения самолёта на густонаселенные районы, власти Греции направили для сопровождения безмолвного самолёта два истребителя F-16.

Дело было днём. Пилоты смогли приблизиться к аварийному Боингу и разглядеть что происходит внутри. Увиденное ввергло их в ступор. В салоне в кислородных масках сидели пассажиры. Они не подавали признаков жизни. В кабине пилотов не было капитана, а на месте второго пилота сидел человек, склонив голову над панелью управления.

Реконструкция
Реконструкция

Истребители продолжили сопровождение самолёта. Через полчаса военные летчики заметили в кабине пилотов какое-то движение. Туда зашёл человек в форме бортпроводника, занял кресло командира и положил руки на панель перед собой. Тут же лайнер резко изменил направление, полетел на север и начал снижаться. Человек в кабине боинга не реагировал на попытки пилота F-16 привлечь его внимание.

В это время бортовой самописец зафиксировал следующие слова этого человека: «MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY, Helios Airways Flight 522 Athens ... (неразборчивое слово)». Через несколько секунд после этого было зафискировано «MAYDAY, MAYDAY» очень слабым голосом. Когда Boeing 737 снизился до 2000 метров, человек в капитанском кресле махнул F-16 рукой. В ответ пилот F-16 подал сигнал, чтобы самолёт следовал за ним вниз в сторону аэропорта. Человек в капитанском кресле лишь указал вниз, но лайнер не последовал за F-16.

Самолёт продолжил снижение пока не врезался в холм. С момента взлёта в Ларнаке прошло чуть менее трёх часов. От удара лайнер полностью разрушился. Все, кто был на борту, погибли.

Маршрут
Маршрут

Эта катастрофа стала для следователей настоящей загадкой. Самолёт упал потому, что у него закончилось топливо и поочерёдно остановились двигатели. После потери связи с бортом управление осуществлял автопилот. Когда в кабине появился человек топливо иссякло и отключился левый двигатель, поэтому лайнер изменил направление. Следователи смогли установить личность этого человека. Им оказался 25-летний бортпроводник Андреас Продрому. Именно он пытался подать сигнал бедствия “Mayday”. Однако его никто не услышал, так как он не нажал кнопку микрофона на рации. Расследование установило, что Андреас воспользовался портативным кислородным баллоном, что стало зацепкой в разгадке причин катастрофы.

Выяснилось что у самолёта ранее возникали проблемы с герметизацией. В ходе предпоследнего рейса экипаж обнаружил иней у задней двери, а это могло указывать на её негерметичность. Проверка утечек не выявила. Однако, в ходе неё инженеры переключили тумблер, регулирующий давление в самолёте, из автоматического в ручной режим и забыли перевести его обратно. Таким образом, теперь давление на борту должен был регулировать сам экипаж.

Пилоты не заметили изменения режима регулирования давления ни в ходе предполетных процедур, ни в ходе чтения контрольной карты перед и после взлёта. По мере набора высоты давление в самолёте снижалось. В какой-то момент прозвучала сигнализация о низком давлении. Но экипаж перепутал её с сигнализацией о неверной взлётной конфигурации и это ввело их в ступор.

Место падения
Место падения

Между тем, самолёт поднимался всё выше и у людей на борту началось кислородное голодание. В салоне выпали маски, но запаса воздуха в них было только на 12 минут. Этого достаточно чтобы снизиться до высоты 3000 метров, где можно свободно дышать. Однако, пилоты не понимали что происходит и не знали что в салоне выпали маски. Капитан встал, чтобы проверить оборудование за своим креслом, но рухнул без сознания из-за гипоксии. Второй пилот тоже отключился. Самолёт остался под управлением автопилота, который поднял его до заданной высоты в 10 350 метров, довёл до Афин и увёл в зону ожидания.

Когда в масках закончился кислород люди в салоне тоже начали терять сознание. Следователи предположили, что бортпроводник Андреас Продрому понял в чём дело и успел воспользоваться портативным кислородным баллоном. Это позволило ему перемещаться по салону и войти в кабину пилотов (он знал аварийный код замка). Парень недавно получил лицензию коммерческого пилота и мечтал управлять пассажирским лайнером, однако его навыков было недостаточно для того, чтобы совладать с Боингом. Не исключено что бортпроводник тоже на какое-то время терял сознание или был дезориентирован. Заметив истребители он отчаянно попытался взять управление на себя, но было уже поздно, в самолёте закончилось топливо.

Четыре бывших сотрудника авиакомпании Helios Airways (исполнительный директор, управляющий полётами, шеф-пилот и главный инженер) были признаны греческим судом виновными в причинении смерти по неосторожности и приговорены к 10 годам лишения свободы. Авиакомпания прекратила полёты в 2006-ом году.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/