Найти тему
Жить по Христу

Несколько слов о Крещении Господнем

О Крещении Господа нашего Иисуса Христа регулярно говорится в церквях. Но что если мы чуть пристальнее всмотримся в это поистине важнейшее событие.

Крещение Христа, Арент де Геллер, Музей Фицуильяма, Кембридж. Источник изображения wikimedia commons.
Крещение Христа, Арент де Геллер, Музей Фицуильяма, Кембридж. Источник изображения wikimedia commons.

Крещение Господа Иисуса Христа одно из важнейших событий истории нашего спасения. Для христиан веры Евангельской (да и не только для них) особый интерес представляет связь крещения Иисуса с последующим схождением Духа Святого на Церковь. В среде ХВЕ делается заметный акцент на крещении Духом, схождении Духа Святого, помазании, духовных дарах и прочее. Отсюда и такой живой интерес к крещению Господа. Кратко рассмотрим этот вопрос.

В пустыне Иудейской явился Иоанн Креститель, проповедуя покаяние и крестя народ в водах Иордана. Здесь следует обратить внимание на слово «крестить». В греческом тексте используется слово «бапти́зо», что означает «погружать», «окунать». В еврейской религиозной традиции это означало «омовение».

Если «бапти́зо» имеет такое значение, то почему у нас в Синодальном переводе* обнаруживается «крестить», что направляет нашу мысль скорее к вознесению на крест, чем к погружению куда-либо? Действительно, весьма затруднительно представить в разуме, как это возможно «погрузиться в крест».

Дело здесь вот в чём. Не вдаваясь в подробности этого вопроса, отметим, что само слово «крест» произошло от «Христос», где «-ос» есть окончание, которое зачастую отбрасывалось, а букву «и» часто читали как «э» или «е». Так получается «хрест» («крест» по-украински как раз «хрест»). Сама фигура из двух пересекающихся прямых получила своё название от имени Христа. Отсюда и название христианского таинства крещения:

«все вы, во Христа крестившиеся (погрузившиеся), во Христа облеклись.» (Галатам 3:27). 

Итак, христианское крещение есть погружение во Христа с последующим облачением в праведность и святость.

А какое же тогда крещение (погружение, омовение) совершал Иоанн Креститель?

Для всякого иудея необходимы были два обряда для вхождения в общество Господне: обрезание и жертвоприношение (Лев. 12:6). Если кто из другого народа (из язычников) желал войти в общество Господне, то кроме этих двух обрядов совершался третий - омовение («бапти́зо»), полное погружение в воду, что символизировало новое рождение. А Иоанн предлагает такое омовение для природных евреев, потомков Авраама.

Действие, поражающее своей радикальностью!

Иоанн тем самым уравнивает евреев с язычниками, призывая их к покаянию. Даже хуже, он сравнивает их с мёртвым камнем - Мф. 3:9, Лк. 3:8.

Для иудейского миропонимания это полный переворот!

Признать себя равными безбожным язычникам сильный и смелый шаг. Израильские религиозные лидеры, между прочим, отвергли такой подход (Лк. 7:30).

А что же Иисус?

Он приходит и крестится от Иоанна, притом, что тот удерживал Его от этого. Иоанн, будучи пророком, мог узреть, что Тот, кто пришёл к нему для омовения, для покаяния и оставления греха, чист и свят, в покаянии и омовении не нуждается. Напротив, сам Иоанн исповедуется в несовершенстве (Мф. 3:14). Иисус же говорит ему:

 «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матфея 3:15). 

Иисус принимает крещение (омовение) от Иоанна не для покаяния, не для очищения, а для исполнения (греч. «плеро́о», «наполнение, восполнение, доведение до совершенства») всякой (всей) правды (праведности).

В чём же эта правда?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратим наше внимание на то, как действует Дух Святой в жизни христианина и что Он производит в нас.

Для этого обратимся к тексту восьмой главы Послания к Римлянам апостола Павла. Здесь апостол говорит о том, чтобы нам жить не плоти (по греху), а по духу. А для этого нам необходим Дух Святой (Дух Божий): 

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:9). 

Мы, уверовавшие во Христа, покаявшиеся во грехах, вошедшие в Тело Христово чрез таинство крещения, получившие Духа Святого (помазание Духом Святым, духовное крещение), обрели чрез Духа и усыновление Божие: 

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Римлянам 8:14-17). 

То есть Дух Святой оживотворяет грешников, отвращает их от плотской (греховной) жизни, направляя к праведности и святости, а также дарует усыновление. Об этом говорится и здесь: 

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5).

Но спросим самих себя. Нуждался ли во всём этом Иисус из Назарета, когда пришёл к Иоанну на Иордан?

Нет.

Иоанн это понимает. Обличить Иисуса в неправде (во грехе) не мог никто (Ин. 8:46), а это касается и Его жизни до крещения (омовения) на Иордане. А Сыном Божиим Он был и прежде бытия мира (Ин. 17:5). 

Что же принимает Иисус при крещении и принимает ли вообще?

Прочтём текст: 

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матфея 3:16). 

Обратим внимание на «...Который сходил...».

В греческом тексте Евангелия от Матфея видим одно слово «катаба́йнон», вместо двух в нашем переводе. Это причастие настоящего времени.

Краткое пояснение. Причастие - особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного. Примеры: веровать - верующий(ая); идти - идущий(ая); жить - живущий(ая).

Таким образом «катаба́йнон» следует перевести как «сходящий» (как вариант «Который сходит»).

Каков же здесь смысл?

Иоанн видит Духа, «сходящего» («Который сходит») на Иисуса. Именно так, а не «сошедшего» (прошедшее время). Когда мы о каком-либо человеке говорим, что он «верующий», обозначает ли это то, что он уверовал только вот в этот момент? Никак нет. Также и с сошествием Духа Святого на Иисуса. Иоанну открывается тайна вечных взаимоотношений Отца, Сына и Духа Святого.

 (Праздник Крещения Господня изначально в церкви назывался Богоявлением, то есть явлением Бога в трёх ипостасях, явлением Святой Троицы) 

То же самое слово и в таком же виде употребляется в Ин. 1:32 и Мк 1:10, а свидетельства трёх, как известно, более чем достаточно. 

Но в Ев. Луки 3:22 иная форма этого слова, но об этом будет сказано ниже.

Что же означают эти «вечные взаимоотношения»? Подсказка здесь:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18).

«Сущий», греческое «о́н» (ων), опять же причастие настоящего времени, можно перевести как «существующий», «бытийствующий», «вечно пребывающий, живущий».

Кто же по природе Своей, Своему существу, Сын Божий?

Евангелист Иоанн прямо говорит, что Он Бог: «...и Слово было Бог» (Ин.1:1(б)).** 

А если так, то в каком ещё дополнительном помазании нуждался Сын Божий? 

Более того, необходимо также обратить внимание на следующее. Прочтём это: 

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21). 

Никто не станет оспаривать тот факт, что чрез пророков вещал Дух Божий, Дух Святой. Но тот же апостол Пётр говорит: 

«К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Петра 1:10-11). 

Дух Христов обладает Божественной сущностью, если мы всё-таки доверяем словам апостола Петра. Да и Павел также говорит об этом: 

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий(!) живет в вас. Если же кто Духа Христова(!) не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:9). 

И снова перед нами Святая Троица, Бог в трёх ипостасях.***

Итак, Иисусу Христу не было нужды принимать духовное крещение подобное нашему. Тем более, что Он Сам «...будет крестить Духом Святым» (Мф. 3:11). Но не всё так «просто».

  • Во-первых, само слово «Христос» означает «помазанный», а игнорировать это просто грешно.
  • Во-вторых, в тексте Лк. 3:22 уже знакомое нам слово «катаба́йно» употреблено в простой форме глагола прошедшего времени.
  • В-третьих, имеем следующий текст:
«...как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деяния 10:38),

где «помазан» (греч. «э́хрисен») есть глагол простого прошедшего времени. 

Что же это, противоречие в Священном Писании? 

Никак нет! 

Всё дело заключается в том, что Спаситель наш одновременно Бог и человек. По Своему пришествию к нам по плоти (Ин. 1:14), то есть воплотившись («вочеловечившись», как сказано об этом в Символе веры), Он обладает двумя природами, Божественной и человеческой. Посему как Бог Он не нуждался в крещении Духовном, а по человечеству (то есть как человек) принял Духа. Хотя по сути Он не нуждался в духовном крещении, также как и в покаянии.

Вот здесь мы и приходим к тому, чтобы понять, какая «всякая правда» должна была совершиться в крещении (омовении) Иисуса Христа. Для чего Он пришёл на Иордан к Иоанну? 

«...Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деяния 19:4).

Крестившийся (омывавшийся) народ символически «смывал» с себя грехи, но сама греховная природа оставалась.**** Природа человеческая требовала исцеления, врачевания, а грех должен быть удалён. Иисус, как Бог, вошёл в эти воды, чтобы взять на Себя грехи наши (1 Ин. 3:5). Кающиеся грешники желают освободиться от греха, а Господь по любви Своей принимает их на Себя и впоследствии уничтожает эти грехи. Но всему человечеству для жизни в Боге необходим Дух Святой, потому Христос принимает Духа Святого как человек, не просто для Себя, а всем нам, как Первенец, как один из нас, как «Новый Адам».

Но схождение Духа Святого на Христа имело и другое действие.

По крещении Иисуса произошло и следующее:

«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17).

Стоявший при Иордане народ (Лк. 3:21) мог заключить, что слова эти относятся к Иоанну Крестителю. Во избежании этого 

«...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» (Луки 3:22(а)), 

указуя на Того, кто есть Сын возлюбленный.

И последнее. 

«Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоанна 1:31-34). 

Это было свидетельство для Иоанна Крестителя.

Вот что можно вкратце сказать о крещении Господа нашего Иисуса Христа. Дай нам Бог уразуметь значение и смысл этого события и принести достойные плоды покаяния. Аминь.

* Вопрос переводов с древних языков весьма труден.

** О доказательствах Божественности Христа будет сказано в особое время, «...ибо не во всех вера»...

*** Об этом также следует подробно поговорить, но позже.

****Уничтожить грех, вырвав его с корнем из человеческой природы, возможно только лишь чрез воплощение Бога, Его смерть на кресте и последующее воскресение («...ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евреям 10:4)).