В раннем возрасте младенец нуждается не только в тепле и питании, но и в заботе и любви матери. От самого присутствия мамы сильно зависит его здоровье, в том числе сердечный ритм и артериальное давление.
В то же время, младенец уже имеет возможность проявлять гибкость в поведении, приспосабливаясь к предлагаемым ему обществом культурным нормам.
Например, дети бушменов постоянно получают от матерей тактильный контакт. Их кормят понемногу, но часто, и предупреждают их плач, если они начинают волноваться. Им позволено жить в природном ритме, без ночного укладывания спать.
В европейской культуре принято приучать ребенка к автономному времяпровождению, режиму питания, сна и бодрствования.
Усвоение культурных норм происходит через процесс коммуникации. Качество этого процесса, обеспечиваемое матерью, очень важно для формирования коммуникативных навыков и установок относительно безопасности общения у младенца.
Эти навыки, вопреки расхожему мнению, что до 1 года человек почти ничего не осознает и не помнит, оказывают влияние на социальную адаптацию всю жизнь.
В частности, основная возможность установить информационную связь со взрослым для младенца - это крик, плач. По сути, его целью обычно является не жалоба, а сообщение важных сведений или установление отношений.
Дж. Шонкофф и Д. Филипс уверяют, что плач для младенца любого народа – это нормально. Они не считают, крик младенца раннего возраста может создать трудности в физическом и психическом развитии, но отмечают, что крик чаще используется малышами в том случае, если за ним следует охотное удовлетворение его потребностей.
А вот в том случает, если крик игнорируется взрослыми, младенец приучается к отказу от этого способа наладить коммуникацию, но это, скорее, свидетельствует о травме и отчаянии, чем о «воспитанности», и последствия могут быть отрицательными [1].
Различия в формировании привязанности у представителей разных культур могут варьироваться в зависимости от того, что считается ценностью в том или ином сообществе.
Многие дети, которых исследователи, применяющие стандартные критерии оценки наблюдаемого поведения, относят к «избегающему» типу привязанности, просто «не потянулись к матери, когда та зашла в комнату».
Для многих культур ценностью является сдержанность в проявлении эмоций, самостоятельность и незначительное применение тактильного контакта. Такова, например, ситуация во Франции.
В Японии матери редко оставляют младенцев с другими людьми, поэтому младенцы чаще тревожатся в присутствии незнакомцев и цепляются за мать, что определяется наблюдателями, как тревожно-сопротивляющаяся привязанность [2].
Это объясняется тем, что для данной культуры ценностью считается сильная зависимость от семьи.
Россия занимает промежуточное положение между этими вариантами.
Исторически для нашей страны было характерно одобрение тесной связи младенца с матерью, то современные тенденции склоняются к большей автономности.
Тем не менее, роль традиций всё еще сильна. Иногда столкновение воспитательных стереотипов приводят к внутреннему конфликту в мироощущении матерей. Их тревожность повышается, так как не очень понятно, какое именно поведение будет соответствовать ожиданиям общества от роли "хорошей матери".
Таким образом, различия в статистических данных по наблюдениям за взаимодействием младенцев и матерей в разных странах вызваны тем, что имеется значительное разнообразие в воспитательных стереотипах. Именно этим объясняется тот факт, что в само представление о надёжной привязанности в разных культурах заложен различный смысл.
Продолжение следует.
Литература
- Авдеева Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты, М.,2003 г.
- Шэффер Д. Дети и подростки. Психология развития, Питер,2003 г
Автор: Ольга Егорова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru