Дочка давно просила, чтобы я написала о поездке в Сергиев Посад в обитель к батюшке Сергию Радонежскому. Но руки написать об этом не доходили. Сейчас я решила выполнить ее просьбу, о которой она сама, за сроком давности, наверняка забыла. Назову статью "путевыми заметками". Может со временем наберется рубрика таких заметок по святыням нашей Родины.
Почему я вдруг вспомнила о своем невыполненном обещании? Подействовал праздник Сретения, который был накануне. Ведь "Сретение" переводится как встреча. А первая встреча с любым монастырем, как встреча Симеона Богоприимца с Христом на пороге храма, - это тоже Сретение. Тем более с таким древним, как Троице-Сергиева лавра, основанная святым преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. К сожалению, фотографий с той поездки у меня почти нет. Не с этой целью в гости к игумену земли русской мы ездили.
В монастырь мы с дочкой ездили 4 года назад. Собирались в поездку спонтанно: у нас в Чебоксарах есть Паломник-центр, забронировали места и поехали. Машенька, с малых лет привыкшая к нашим паломничествам по святым местам, руками и ногами ухватилась за идею посетить знаменитую лавру. Тем более о святом Сергии она на тот момент хорошо знала. Не прошли даром вечерние чтения рассказов о святых перед сном. Совместное чтение с детьми - замечательная традиция, которая учит их любить книги.
В Троице-Сергиеву лавру мы приехали рано утром, как раз к открытию монастыря. Хмурость сырого зимнего утра сгладилась сияющими куполами Успенского собора, приветливо встретившего нас в предрассветной тиши. Он был построен в XVI веке по приказу Иоанна Грозного и является самым большим собором монастыря.
Ах, лавра, лавра, как ты благодатна и приветлива!
Прогулявшись по территории, мы отправились в Предтеченский храм, возведенный в конце XVII века, в котором должны были состояться общая и частная исповеди. Приехали мы, как я уже писала, рано, поэтому выхода батюшки для оглашения грехов на общей исповеди пришлось ждать долго. После началась частная исповедь, которую принимали сразу несколько священников. Народу было много. Мы с Марией встали в очередь к одному из батюшек, волосы которого были посеребрены сединой и мудростью.
Та исповедь мне хорошо запомнилась, потому что дочка повела себя не как обычно. Ей тогда было 7 лет и она только-только делала свои первые шаги в новом для себя таинстве покаяния, поэтому дома, в своей родной церкви, стеснялась нашего батюшки. Отец Владимир из нее каждое слово за уши вытягивал. А тут она сама подошла к священнику, встала перед ним и аналоем на коленки, заставив его присесть на колени рядом с ней, и начала что-то активно рассказывать. У меня в голове пронесся немой вопрос: а когда и где она видела, что на исповеди люди на колени встают? Это сейчас мы в Дивеево так часто делаем, а тогда вроде как и не было у нее живых примеров перед глазами. Чудеса!
Неужто лавра так действует? Чтобы дочка сама, да на коленки встала? И еще рассказывать начала? Даже интересно стало, что она там батюшке рассказывает с таким увлечением. В 7-то лет? Но таинство покаяния на то и таинство, чтобы остаться между священником и кающимся тайной за семью печатями.
Пришлось мне материнское любопытство засунуть в дальний уголочек сердца, замочек на него повесить, а ключик выбросить.
После исповеди мы отправились в Успенский собор, подали заказные, отстояли раннюю литургию и причастились святых Христовых Таин. Светло на душе стало, благодатно. У самого Сергия в гостях в таинстве евхаристии поучаствовали как никак. Чуть не забыла написать, в Успенском соборе покоятся мощи преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, митрополита Московского. Мы к ним тоже с благоговением приложились. Слава Богу за все!
Потом мы с дочкой отправились в Троицкий собор на поклон к преподобному. Наконец-то Сретение с ним! Троицкий собор, к слову говоря, древнее Успенского: он построен преподобным Никоном Радонежским, учеником преподобного Сергия Радонежского, в XV веке. Это первый каменный храм Троице-Сергиевой лавры.
Попасть к Сергию Радонежскому была та ещё весёлая задача, так как народу в тот день в соборе собралось немерено. Но, гуськом-гуськом, мы с дочкой добились цели и оказались у самой раки святого.
Вот здесь-то и пришла к моей дочери настоящая безусловная любовь к батюшке Сергию. Она всю литургию простояла, точнее, просидела у раки с его мощами, устроившись рядом со священником, стоявшим у изголовья святого. Он её не тревожил. Я не могу сказать, что Машенька чувствовала в тот момент (видимо, Сретение. У меня так с батюшкой Серафимом в Дивеево первый раз случилось - подошла к его раке и пропала навсегда. Накрыла любовь прямо с головой). А по приезду домой дочь заявила, что отец Сергий теперь ее любимый святой, и она мечтает, когда вырастет, жить в Сергиевом Посаде, чтобы быть ближе к нему. Сейчас ее мечты изменились, но тот светлый чистый помысел и любовь к нему остались.
Поздняя литургия в Троицком соборе пролетела в мгновение ока, может потому, что возле раки преподобного нам с дочкой было тепло и уютно, словно мы оказались в гнездышке ангела-хранителя. После службы мы приложились к мощам святого Сергия. Аллилуйя!
Потом мы пошли в паломническую трапезную, пообедали и отправились в колокольню. Уникальность этой колокольни, построенной в XVIII веке, в том, что на ней находятся часы-куранты, изготовленные тульскими мастерами, и самый большой в нашей стране действующий "Царь-колокол", его вес составляет 72 тонны. Внутри колокольни продают многочисленные сувениры и наши любимые традиционные матрешки. Ведь Сергиев Посад, как вы, наверняка, знаете, Родина русской матрешки. Здесь и музей, и фабрика по изготовлению этих замечательных игрушек есть. У меня в детстве была одна такая матрешка из Сергиева Посада. А у вас?
После мы с дочкой прошлись по лавкам, где продаются сувениры, подарки, книги, путеводители, мои любимые хрустальные шары со снегом, иконы и многое другое, погуляли еще раз по территории. Подошли к Водосвятной часовне-сени с огромной чашей-бассейном. Эту сень возвели в конце XIX века. Жаль, зимой здесь святую воду не набрать и лицо не умыть. Но оно и правильно: холодно.
По приезду домой мы с дочкой поговорили о наших любимых святых. Я о преподобном Серафиме Саровском, а она о преподобном Сергии Радонежском. Так и живём с ней до сих пор: я больше к батюшке Серафиму стремлюсь, а она к батюшке Сергию. Но любим мы их, конечно же, обоих.
Позже, когда в нашей церкви появилась большая икона Сергия Радонежского с фрагментами из его жития, она смогла с легкостью описать мне каждый фрагмент. Мы ее купили и повесили дома.
За сим прощаюсь. Если поедем в обитель батюшки Сергия снова, я сделаю хороший полноценный фоторепортаж. Но это уже как преподобный Сергий Радонежский спутешествует.
А вы были в Троице-Сергиевой лавре, родные мои? Чем она вас впечатлила?