Найти тему
Слава Азаров

Глубина кадра. Часть III: Глубина резкости

Оглавление

Глубина резкости – обыденное явление для наших глаз. Если смотреть вдаль и вытянуть руку, то рука будет в дефокусе. Периферическое зрение тоже не резкое, т.к. к краю сетчатки падает плотность фоторецепторов.

Перед тем как перейти к творческой составляющей, рассмотрим поверхностно физику процесса.

Немного физики

Чтобы изображение было в фокусе, весь свет из точки А, который летит во все стороны, должен собраться объективом в точку А' на матрице.

Когда объект находится ближе, чем плоскость фокусировки, изображение фокусируется за матрицу. И на матрице мы видим не точку, а кружок диаметром d

-2

Тоже самое происходит, когда объект расположен дальше плоскости. Только изображение фокусируется перед матрицей.

-3

По этой причине точечные источники света смотрятся кружочками в дефокусе. И фотографы говорят о красивом боке.

Фото автора Cats Coming | Pexels
Фото автора Cats Coming | Pexels

Получается, что если чуть-чуть “отойти” от плоскости фокусировки, то изображение теряет в резкости?

-5

Но мы видим мир резким в более широком диапазоне, и фотографируем так же. Да и вообще вся фотография может быть резкой.

Все дело в том, что после какого-то размера, кружок начинает восприниматься точкой. Этот кружок называется пятном рассеяния. Размер пятна рассеяния для матрицы фотоаппарата зависит от формата печати или расстояния с которого будут смотреть на изображение. Например, полнокадровой матрице достаточно пятна рассеяния диаметром 0,03 мм для восприятия глазом резкого изображения.

-6

Внутри заштрихованной области проекция пучка света на полнокадровую матрицу всегда будет диаметром меньше 0.03 мм. И будет восприниматься точкой.

Это было поверхностное введение в физику глубины резкости. Более подробное описание процесса требует отдельной статьи. Поэтому перейдем к творческой части.

Творческая часть

Когда отсутствует воздушная и линейная перспектива, дефокус сильно помогает добавить глубины в кадр. И сделать фотографию многоплановой.

-7

Без глубины резкости, объект съемки слился бы с фоном. Потребовалось бы время, чтобы разобрать какой объект ближе, а какой дальше. Фотография была бы плоской.

-8

А с глубиной резкости, по степени размытия объектов, мы без труда можем понять расположение объектов в глубину.

-9

Размытие только переднего плана тоже добавит глубины. Особенно в сумме с воздушной перспективой. И создаст эффект присутствия для зрителя.

-10

В городе, где сильно выражена линейная перспектива, можно еще усилить глубину, через дефокус переднего плана. И привезти из туристической прогулки по городу более интересные фотографии.

-11