Глубина резкости – обыденное явление для наших глаз. Если смотреть вдаль и вытянуть руку, то рука будет в дефокусе. Периферическое зрение тоже не резкое, т.к. к краю сетчатки падает плотность фоторецепторов.
Перед тем как перейти к творческой составляющей, рассмотрим поверхностно физику процесса.
Немного физики
Чтобы изображение было в фокусе, весь свет из точки А, который летит во все стороны, должен собраться объективом в точку А' на матрице.
Когда объект находится ближе, чем плоскость фокусировки, изображение фокусируется за матрицу. И на матрице мы видим не точку, а кружок диаметром d
Тоже самое происходит, когда объект расположен дальше плоскости. Только изображение фокусируется перед матрицей.
По этой причине точечные источники света смотрятся кружочками в дефокусе. И фотографы говорят о красивом боке.
Получается, что если чуть-чуть “отойти” от плоскости фокусировки, то изображение теряет в резкости?
Но мы видим мир резким в более широком диапазоне, и фотографируем так же. Да и вообще вся фотография может быть резкой.
Все дело в том, что после какого-то размера, кружок начинает восприниматься точкой. Этот кружок называется пятном рассеяния. Размер пятна рассеяния для матрицы фотоаппарата зависит от формата печати или расстояния с которого будут смотреть на изображение. Например, полнокадровой матрице достаточно пятна рассеяния диаметром 0,03 мм для восприятия глазом резкого изображения.
Внутри заштрихованной области проекция пучка света на полнокадровую матрицу всегда будет диаметром меньше 0.03 мм. И будет восприниматься точкой.
Это было поверхностное введение в физику глубины резкости. Более подробное описание процесса требует отдельной статьи. Поэтому перейдем к творческой части.
Творческая часть
Когда отсутствует воздушная и линейная перспектива, дефокус сильно помогает добавить глубины в кадр. И сделать фотографию многоплановой.
Без глубины резкости, объект съемки слился бы с фоном. Потребовалось бы время, чтобы разобрать какой объект ближе, а какой дальше. Фотография была бы плоской.
А с глубиной резкости, по степени размытия объектов, мы без труда можем понять расположение объектов в глубину.
Размытие только переднего плана тоже добавит глубины. Особенно в сумме с воздушной перспективой. И создаст эффект присутствия для зрителя.
В городе, где сильно выражена линейная перспектива, можно еще усилить глубину, через дефокус переднего плана. И привезти из туристической прогулки по городу более интересные фотографии.