Найти тему
С Богом по жизни

ЖИВАЯ ВЕРА

“Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела — что пользы? Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела». Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; и бесы веруют — и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верой только? Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2:14-26).

Вы знаете кого-нибудь, кто следит за калориями? Сейчас многие следят за калориями! В некоторых магазинах есть большие отделы “низкокалорийной” еды и напитков. Производители безалкогольных напитков сообщают, что продажи диетических напитков превышают продажи многих обычных безалкогольных напитков. Но что такое калория? Технически калория — это единица энергии в пище. А практически — это тот зловещий элемент в еде и питье, который прибавляет килограммы и сантиметры. Но вы когда-нибудь видели калорию? Конечно нет, потому что ее нельзя увидеть невооруженным глазом. Однако все мы видели результат, к которому приводят калории!

В этом смысле веру можно сравнить с калорией. Вера есть “ключевое” учение для христианина и христианской жизни (Еф. 2:8, 9; 2 Кор. 5:17; Евр. 11:6; Рим. 14:23). Согласно Иакову, мы не можем увидеть веру, но результат веры заметить легко. Очевидно, Иаков был наслышан о людях, утверждавших, что они имеют веру, хотя результат их веры увидеть было трудно. Иаков хочет видеть взаимосвязь между верой и делами. Веру нужно демонстрировать.

Следует дать одно пояснение ко всему изучаемому нами отрывку, Иак. 2:14-26, прежде чем мы начнем препарировать его, чтобы извлечь смысл, какой Иаков заключил в нем для нас. Ведь на этот отрывок часто ссылаются, доказывая, что Иаков и Павел придерживались противоположных мнений. А такие стихи, как Рим. 3:28 и Гал. 2:16, используют для того, чтобы показать, что Павел не считал, что “дела” играют какую-либо роль в спасении, в то время как Иак. 2:14-26 говорит о необходимости дел. Высказываясь по поводу их кажущегося противостояния, Александр Росс пишет: “Они не противники, стоящие лицом к лицу со скрещенными мечами; они стоят спина к спине, давая отпор различным врагам Евангелия”. Павел выступал против иудейских законников, утверждавших, что дела необходимы для того, чтобы оправдаться перед Богом, тогда как Иаков обращался к тем, которые заявляли об общении с Иисусом, но сводили к минимуму проявление этого общения в повседневной жизни. Различие между Павлом и Иаковом — это различие в отправной точке. Павел начинает с великого основополагающего факта прощения, даруемого Богом, которого ни один человек не может ни заработать, ни завоевать, ни заслужить. Иаков же начинает с объявления себя христианином и утверждает, что если человек не доказывает свою принадлежность к христианству своими делами, то он и не христианин. Таким образом, Иаков и Павел не противоречат друг другу; они просто дополняют друг друга. Учение их обоих важно для христианской веры в ее самом полном проявлении.

КОГДА ВЕРА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРОЙ

Это место в Писании начинается очень резко, с вопроса. Иаков хочет, чтобы христиане, заявляющие о своей вере, задумались над своими словами. Он говорит: “Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?” (Иак. 2:14). Он призывает верующих подумать о том, какую ценность лично для них имеет исповедание веры, которая не проявляется в делах. Ясно, что Иаков делает акцент на слове “говорит”. Нет в мире более прекрасного исповедания, чем то, что исходит от преданного христианина. Но насколько значимо оно без “дел”, явившихся результатом их веры? Если их вера не более чем слова, то, как считает Иаков, у нее нет силы спасать.

Чтобы пояснить свою мысль, Иаков приводит пример:

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела — что пользы?» (Иак. 2:15, 16).

Человек, который желает благополучия, но не помогает пищей или одеждой, в действительности ничего не сделал. А нас нельзя ли упрекнуть в этом? Молясь о больных, голодающих и бездомных, делаем ли мы что-нибудь, чтобы помочь им? Разве мы не виноваты в том, что заявляем о своей вере словесно, но не на деле? Если мы выражаем свою веру, лишь сидя в наших классных комнатах с кондиционерами, разве мы не виноваты в том, что говорим о своей вере, но не применяем ее?

Поэтому Иаков и пишет: “Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:17). Только действием можно подтвердить, что вера человека подлинна и жива. Делая акцент на этой мысли, Иаков подчеркивает одну из основных тем всей книги: чтобы христианство было настоящим, его нужно проявлять в делах.

ОТВЕТ НА ВОЗРАЖЕНИЕ

Далее Иаков приводит точку зрения воображаемого оппонента, который не согласен с его рассуждениями. Доводы оппонента могли бы звучать примерно так: “Мы все разные — и ты, несомненно, знаешь это. Одни люди более экспансивны. Другие более сдержанны. Ты, возможно, проявляешь свою веру больше действием, потому что ты экстраверт. С другой стороны, кто-то из нас не афиширует свою веру, но это все равно вера”. Иаков бы ответил на этот довод, сказав, что он весь построен на неправильной концепции. Вера и дела не могут быть разделены, когда речь заходит о нашей христианской жизни. Бог соединил их вместе. Поэтому нельзя говорить, что у некоторых людей лучше получается вера, а у других — дела. Вера и дела идут рука об руку! В ст. 18 Иаков “бьет в яблочко”, прося оппонента показать свою веру. Он это делает, потому что знает, что веру можно показать только тем, что она делает!

В заключение Иаков поражает своих самодовольных оппонентов, используя в качестве пояснительного примера для своей мысли бесов (Иак. 2:19). Во что верят оппоненты? Они верят в существование одного Бога и в божественность Иисуса. И что с того? Бесы тоже верят! Вера, которой хочет и ждет Бог, — больше, чем верование и трепетание от страха. Человек может быть просвещен умом и даже взволнован сердцем, но все же быть потерянным навсегда. Вера, которой Бог ждет от нас, включает в себя что-то еще, что-то, что можно увидеть и оценить,—измененную жизнь, жизнь в повиновении.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ИУДЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Теперь Иаков обращается к доказательствам, которые должны пользоваться огромным авторитетом у его читателей, — к тому, чего Бог ожидал от Своего народа в Ветхом Завете. Он приступает к ним в Иак. 2:20 и делает это таким образом, словно все еще ведет полемику со своим воображаемым оппонентом. В обоих доказательствах людей побуждала к действию их сильная вера в Бога, а не просто чувства, порождаемые естественной человеческой добротой.

В стихах 21-24 Иаков приводит свидетельство из жизни Авраама. Авраама называли “отцом иудейского народа”, а также как “отцом верных”. У Авраама не сразу и не без борьбы появилась эта доверяющая, послушная вера в Бога. Вспомните все свидетельства этой борьбы в молодые годы: частичное повиновение своему призванию, уход в Египет во время засухи в Палестине, ложь о своих отношениях с Саррой, когда они были в Египте, и смех над словами Бога о том, что его жена родит ребенка. Но постепенно Авраам становится примером веры. Кто-то пояснил мысль Иакова, очень хорошо сказав: “Авраам был спасен не верой и делами, а верой, которая совершает дела”. По поводу веры Авраама нет никакого сомнения потому, что он продемонстрировал ее в своей жизни.

Второе свидетельство, которое приводит Иаков, — это вера, проявленная в поступке Раав. Была ли у Раав “мертвая” вера — лишь мысленное переживание, никак не проявившееся в том, что она сделала для соглядатаев? Была ли у нее такая вера, которая просветила ум, возбудила чувства, но все же ничем не помогла соглядатаям? Красота этой истории в том, что у Раав была “живая” вера. Своим поступком она доказала, во что верит. Она верила в Бога израильтян; она укрыла соглядатаев и отправила их из города другим путем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иаков заканчивает свою дискуссию словами: “Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2:26). Подобно адвокату перед присяжными заседателями или участнику дебатов перед аудиторией, Иаков подводит итог своим доводам. Когда тело и дух разделены, в конце концов наступит смерть и тление; аналогично, когда вера и ее демонстрация делами разделены, вера умирает и разрушается.

Чтобы христианская вера была подлинной, Иаков говорит, что она должна быть практической и подтвержденной делами!