В какой-то степени все мы желаем улучшить свой социальный статус и самооценку, но нарциссы чувствуют себя обязанными это делать. Недавнее исследование показало, что это их постоянная забота.
Нарциссы озабочены управлением своим самоуважением, имиджем, внешностью и социальным рангом. Они видят мир и самих себя в иерархическом статусе, где они выше, а другие ниже. По их мнению, превосходство дает им право на особые привилегии, которых другие
не заслуживают. Их потребности, мнения и чувства имеют значение, в то время как потребности других важны в меньшей степени. У них грандиозные фантазии о величии, где они самые привлекательные, талантливые, могущественные, самые умные, сильные и богатые.
Самооценка нарциссов
Самооценка отражает то, как мы думаем о себе. В большинстве тестов нарциссы набирают высокие баллы по самооценке. Традиционно высокая самооценка грандиозного нарцисса считалась прикрытием скрытого стыда. Их неуверенность обычно проявлялась только в терапевтических условиях. Недавние исследования ставят под сомнение эту теорию. Однако, поскольку у грандиозных нарциссов искаженное представление о себе, тесты, основанные на самоотчете, не могут выявить убеждения и процессы, вытекающие из нарциссических установок и поведения, а также те, которые наблюдаются в клинических условиях.
Например, по словам племянницы Дональда Трампа, говорившей о нем (и его сестра это подтвердила), ложь была обычным делом, когда он рос осмеянным и приниженным своим отцом. Она утверждает, что это был “в первую очередь способ самовозвеличивания, призванный убедить других людей, что он лучше, чем был на самом деле”. Было показано, что нарциссы лгут на тестах. Однако, когда исследователи подвергли их тестированию на полиграфе, где разоблачение плохо отразилось бы на них, они не солгали, и их показатели самооценки заметно снизились.
Люди обычно думают, что “высокая самооценка” является оптимальной. Однако самоуважение, основанное на мнении других, – это не самоуважение, а “поиск уважения в глазах других”. Я считаю, что нереалистичная и зависимая от других самооценка нездорова, и предпочитаю описывать самооценку либо как здоровую, либо как нездоровую.
Оценка высокой самооценки нарциссов вводит в заблуждение, поскольку она, как правило, завышена и не связана с объективной реальностью. Кроме того, она хрупкая и легко сдувается. Здоровая самооценка стабильна и не так сильно реагирует на окружающую среду. Она не иерархична и не основана на чувстве превосходства над другими. И это не связано с агрессией и проблемами в отношениях, а наоборот. Люди со здоровой самооценкой не агрессивны и имеют меньше конфликтов в отношениях. Они способны идти на компромисс и ладить друг с другом.
Выбор социальной среды
Нарциссы предпочитают и, следовательно, склонны выбирать публичную и иерархическую социальную среду, потому что эта среда имеет более высокую вероятность предоставления статуса. Три направления эмпирических данных подтверждают это утверждение.
Во-первых, нарциссы склонны отдавать предпочтение общественной, а не частной социальной среде, потому что в такой обстановке они могут оказаться в центре внимания социальной активности и заработать статус, к которому стремятся. Например, нарциссы часто выбирают среду, богатую социальными взаимодействиями, в которой имеется множество возможностей для повышения своего социального имиджа. Возможно, по этой причине нарциссы в среднем предпочитают карьеру, которая позволяет им быть в центре внимания и подниматься по социальной лестнице. В соответствии с этими выводами уровень нарциссизма среди актеров и знаменитостей действительно повышен.
Во-вторых, было показано, что нарциссы предпочитают иерархическую среду эгалитарной, при условии, что они могут получить статус в этой среде. Поскольку иерархические установки поощряют конкуренцию и вознаграждают более высокие компетенции, они являются естественной средой обитания, в которой можно получить статус. В соответствии с этой идеей уровень нарциссизма повышен у богатых людей и главных исполнительных директоров.
Третье доказательство касается выбора нарциссами отношений. Поскольку люди являются социальным видом, выбор отношений является важной характеристикой выбора ситуации. Нарциссы чаще выбирают отношения, которые повышают их статус, а не отношения, которые культивируют принадлежность. Например, нарциссы больше заинтересованы в приобретении новых партнеров, чем в установлении близких отношений с уже существующими. Они часто демонстрируют повышенное предпочтение друзей с высоким статусом и «трофейных» партнеров, возможно, потому, что они могут наслаждаться отражением славы этих людей.
В целом, нарциссы с большей вероятностью выберут социальную среду, позволяющую им публично демонстрировать свои действия, в идеале соревнуясь с другими. Эти настройки потенциально более приемлемы и подкрепляют нарциссические стремления к статусу.
Тактики, которые нарциссы используют для поддержания своего представления
о себе, самоуважения и власти
Тот факт, что нарциссы хвастаются, преувеличивают и лгут о своем величии и самоуважении, говорит о том, что они пытаются убедить себя, чтобы скрыть скрытое отвращение к себе и чувство неполноценности. Их скрытый стыд и неуверенность в себе обуславливают их повышенную бдительность и поведение в отношении собственного образа, самоуважения, внешнего вида и власти. Они используют самые разные тактики.
Повышенная бдительность
Нарциссы чрезвычайно чувствительны к угрозам своему имиджу и бдительно прислушиваются к сигналам, которые могут повлиять на него в глазах других. Они изо всех сил пытаются регулировать свое представление о себе с помощью своего мышления и поведения. Эта стратегия требует постоянных усилий. Их повышенная бдительность проявляется в трех формах.
- Сканирование: мгновение за мгновением они сканируют других людей и их окружение, чтобы оценить и повысить свой ранг.
- Избирательное окружение и отношения: они выбирают ситуации, которые скорее повысят, чем понизят их самооценку. Таким образом, они стремятся к публичной, статусной, конкурентной и иерархической среде. Они предпочитают приобретать множество контактов, друзей и партнеров, а не развивать существующие отношения.
- Оценка статуса: они постоянно оценивают свое влияние, а также внимание и похвалу, которые они получают, по сравнению с тем, как идут дела у их конкурентов. Они следят за любыми препятствиями на пути к своим целям.
Регулирование самооценки
Как только нарциссы оценили окружающую среду и то, с кем они имеют дело, они определяют наилучший способ достижения статуса, либо повышая свой, либо понижая статус других людей. Чтобы регулировать свою самооценку, они в первую очередь используют внутреннюю самооценку и навыки межличностного общения.
- Управление впечатлением. Управление впечатлениями предназначено для того, чтобы влиять на других с целью получения как внутреннего, так и внешнего статуса и преимуществ, таких как романтические партнеры, власть и деньги. Они используют обаяние, остроумие, ресурсы, талант, разговорные навыки и саморекламу с помощью хвастовства, приукрашивания и лжи, чтобы произвести впечатление. Эти стратегии повышают их самооценку и повышают их статус в глазах других.
Они наиболее эффективны на начальных стадиях отношений или для кратковременных взаимодействий. Некоторые исследователи предполагают, что основное различие между уязвимыми и грандиозными нарциссами заключается в том, что уязвимые или скрытые нарциссы используют защиту, ориентированную на угрозу, и внутренние негативные диалоги, которые не удовлетворяют их потребности в уважении и подтверждении. Напротив, грандиозные нарциссы используют более зрелые стратегии поиска вознаграждения в стремлении к признанию и восхищению. - Доминирование. Когда самореклама не работает, грандиозные нарциссы прибегают к доминированию. Они являются искусными манипуляторами, в том числе скрытыми, но также используют тактику прямой власти и нарциссическое насилие, такое как принижение, ложь, издевательства, нападение, критика или ярость на человека, на которого они пытаются повлиять, а также унижение своих конкурентов. Они унижают других, чтобы возвыситься самим. Они создают конфликт, который может привести к насилию.
Грандиозные нарциссы жертвуют общением, чтобы продвинуться вперед, в то время как их партнеры жертвуют собой, чтобы ладить. Они отказываются от своего статуса, прав, чувств и потребностей, чтобы сделать нарцисса счастливее за свой счет, но требования нарцисса бесконечны. Их самооценка страдает в результате этой сделки, и, тем не менее, нарциссические словесные оскорбления продолжаются.
Источники:
Narcissist Tactics to Gain Power and Self-Esteem https://whatiscodependency.com/narcissist-tactics-to-gain-power-self-esteem/
The “Why” and “How” of Narcissism: A Process Model of Narcissistic Status Pursuit https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1745691619873350#sec-2