Этот летающий радар способен обнаруживать в небе все типы современных самолётов, включая малозаметные истребители пятого поколения
А-50У, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления называют летающими радарами. По заявлению Минобороны РФ, именно благодаря им уничтожена большая часть украинских истребителей. В видео показан взлет самолета, обстановка внутри, работа операторов и 3D модель.
Российский «АВАКС» А-50У представляет собой модернизированный А-50, который был создан на базе Ил-76. У обновленной версии есть способность отслеживать и сопровождать больше целей, она более экономична, что позволяет самолету дольше держаться в воздухе. Поступает в войска с 2011 года. Кстати, точные характеристики А-50У держатся в секрете.
Расстояние, с которого самолёт-разведчик обнаруживает пуск ракеты, составляет 800 километров, летящий бомбардировщик он видит с 650 километров. В случае ракеты он ориентируется по сильному тепловому следу, который засекает инфракрасная система. Воздушную цель в виде истребителя, а также наземные и морские он видит уже «лишь» в 300 километров. Однако усовершенствованный радиотехнический комплекс способен засекать и небольшие цели, например, беспилотники, что очень актуально в нынешних условиях. Он может видеть более 300 целей. Это позволяет А-50У наблюдать практически за всей территорией Украины, даже не приближаясь к её воздушному пространству и не подставляясь под системы ПВО украинских военных. При этом самолёт на удалении руководит воздушными боями в зоне специальной военный операции, даёт целеуказания и распределяет истребители по выявленным воздушным целям.
Обнаружить новейшие истребители оказалось возможным благодаря тому, что излучение РЛС охватывает пространство на 360 градусов благодаря постоянному вращению радара. Отличить А-50У можно по куполообразной конструкции на фюзеляже, напоминающей шапку гриба. Именно там располагается обтекатель РЛС, он имеет высоту 2 метра и диаметр более 10 метров.
«Фишкой» управления является то, что самолет может работать в автономном режиме — давать команды другим истребителям без привлечения в эфир офицера боевого управления. Дальность связи составляет две тысячи километров.
В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая система, что существенно увеличило точность управления. Взлетно-посадочные и габаритные характеристики остались прежними. Длина самолета почти 50 метров, крейсерская скорость 800 км/ч, дальность полета 7500 километров.
Чтобы защитить экипаж от воздействия СВЧ-излучения данного локатора, боковые иллюминаторы покрыты тончайшим слоем чистого золота. Да и вообще экипаж не обижен комфортом — в А-50У появилась зона отдыха и буфет. Кабина довольно просторная, и, если не знать, обстановку внутри можно принять за помещение в обычном здании. В ВКС РФ числится семь таких самолетов.
Российский самолет сравнивают с американским ДРЛО Boeing E-3 Sentry (AWACS), их возможности считают примерно равными. Кстати, недавно сообщалось, что именно Boeing E-3 были отправлены на немецкую базу, откуда они могут совершать вылеты для слежения за границами России.
Ранее этот самолет успели испытать в Сирии. Там его основным достижением стало обнаружение американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Впрочем, по словам члена экипажа А-50У, «стелсы» не так уж сильно отличаются от обычных истребителей в плане заметности.