Поставки вооружений с Запада, начавшиеся, в общем, ещё до начала боевых действий, в марте-апреле приняли совсем уж неприличный вид. Неудивительно, что министерство обороны пришлось на это безобразие как-то реагировать. Для атаки были выбраны тяговые подстанции (ТПС), скорее всего, как достаточно компактная и уязвимая цель (локомотивные депо в этом смысле куда живучее, хотя бы за счёт размеров). Для того, чтобы понять логику выбора конкретных мест, нужно понять, что из себя представляют украинские железные дороги.
Украинская железнодорожная сеть достаточно хорошо развита и в значительной части электрифицирована. Оценить степень электрификации можно по соотношению магистральных электровозов и тепловозов – 1720 против 720, т.е. примерно две трети украинских железных дорог электрифицированы. Но, что вполне обычно для стран, имеющих достаточно старые железные дороги, электрификация выполнена различными напряжениями: постоянным 3 кВ и переменным 25 кВ. Ареал первого, более старого, опирается на старые же классы напряжений – 150 и 220 кВ. Поэтому оно представлено на «европейском» западе (Закарпатье и Прикарпатье до Львова) и русском Востоке (Харьковская и Днепропетровская области). Железные дороги на новых территориях России так же практически полностью электрифицированы постоянным током, кроме небольшого участка от Иловайска на Таганрог.
Между этими напряжениями располагаются так называемые станции стыкования. Их немного: на западе это Львов (точнее Клепаров), на востоке – Тимково, Пятихатки, Лозовая и Огульцы (есть ещё Граково и Святогорск, но они имеют направление на Купянск, соответственно, вряд ли могли рассматриваться в роли цели). В идеале станция стыкования должна обслуживаться ТПС, выдающей оба напряжения. Так, стоп. А что такое ТПС?
Тяговая подстанция, как следует из названия, предназначена для электроснабжения тягового электротранспорта, в случае железных дорог это электровозы и электропоезда (электрички). Соответственно, на ней происходит преобразование электроэнергии с обычного распределительного напряжение (редко - 6, 10, 35, обычно - 110, 150 кВ) на переменное 25 кВ и/или постоянное 3 кВ. Кроме тяговой электросети, ТПС обслуживает и всё железнодорожное оборудование – стрелки, семафоры, средства связи, здания и сооружения. Помимо этого, она частенько выполняет и функции обычной подстанции, т.е. транзит электроэнергии по сетям соответствующих напряжений и трансформацию напряжения 35-110-150 кВ в более бытовое 6-10 кВ.
Вернёмся к станциям стыкованиям. Рядом с ними, как правило, тоже есть ТПС, рассчитанная и на переменное напряжение 25 кВ, и на постоянное 3 кВ.
Понятное дело, что важность железнодорожных станций разная: одно дело, когда станция стоит на транзите, и совсем другое, когда она находится в узле железных дорог. Соответственно, замысел нашего командования был прост – ударить по ТПС, обслуживающие основные электрифицированные железнодорожные узлы западной Украины. 25 апреля были атакованы девять тяговых подстанций: Здолбунов, Казатин-2, Ковель, Коростень, Красное, Скнилов (Львов), Славута, Подольская (Жмеринка), Фастов. Не совсем понятно, чем не угодил практически (настолько, что там так и не успели построить стационарную ТПС) не электрифицированный Ковель, лучше бы вместо него атаковали Шепетовку. Хотя попадание в передвижную тяговую, наверное, смотрелось красиво. Возможно, что ТПС Славута (ни каким образом не узловая) попала под раздачу именно как место базирования ещё одной передвижной ТПС. Следует заметить, что в нахождении на тяговых подстанциях всяких разных вагонов даже непосредственно под ошиновкой, на Украине, похоже, не видят ничего такого…
4 мая к ним добавились ещё пять – Воловец, Клепаров, Подборцы (две последние – район Львова), Пятихатки и Тимково (эти две – стыковые). ТПС Воловец попала под раздачу по причине того, что на неё завязан тяговый транзит, обслуживающий Бескидский тоннель. Где-то в это же время предпринимались и удары непосредственно по железнодорожной инфраструктуре – эстакадам и собственно тоннелю. Но в логике удара по Воловцу напрашивался удар и по любой другой тяговой подстанции транзита, благо адекватное резервирование на транзите отсутствует вплоть до ТПС Любинцы.
После этого удара «рельсовую» войну почему-то свернули. Есть подозрение, что типа из гуманных соображений – скорей всего, где-то под удары попал персонал подстанций, плюс отключение ТПС приводило к проблемам в работе и обычных распределительных сетей. К тому же (что более похоже на реальную причину) эти отключения могли повлечь за собой перерывы (обоснованные или нет) в электроснабжении магистральных трубопроводов, проходящих по территории Украины. В частности, удар по ТПС Здолбунов привёл (мог привести) к отключению электроснабжения НПС Новины нефтепровода «Дружба», а удар по ТПС Воловец – ГКС-40 Воловец газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород».
В общем, этап не затянулся. Хотелось бы отметить следующие моменты:
- вывод даже узловых ТПС не приводит к прекращению движения даже по полностью электрифицированным железным дорогам – для особо важных составов оставалась возможность использования тепловозов для проезда деэлектрифицированного участка сети. Выбивать же все тяговые подстанции представлялось малореальным – их на Украине далеко за сотню;
- повреждённые ТПС могли быть достаточно оперативно отремонтированы за счёт резервов и каннибализма оборудования малонагруженных железнодорожных веток. Уменьшала сроки ремонта возможность доставки необходимого оборудования по железной дороге – большинство ТПС имеют подъездные пути и само оборудование вписывается в железнодорожный габарит;
- на Украине предположительно имелось достаточное количество передвижных ТПС, типа уничтоженной в Ковеле. И можно было предположить, что при их последующем использовании будут приняты меры к их сохранению (прикрытие отдельным ЗРК, вывод из-под предполагаемого удара).
Это, естественно, перестаёт играть свою роль при продолжительном воздействии, но его-то как раз и не было.
Но есть и другие моменты. Думаю, при составлении плана не было уделено внимание питающим сетям. Дело в том, что если трансформаторы 110/25 или 110/35/25 кВ, которые, скорее всего, и попали под удар – вещь на Украине массовая. А вот трансформаторы 150/25 или 150/35/25 куда менее распространены – предположительно, таких ТПС всего 14 штук, включая две атакованных стыковых ТПС Пятихатки и Тимково. Навскидку это 28 автотрансформаторов, не учитывая различий в наличии/отсутствия среднего напряжения 35 кВ и номинальной мощности. Поэтому удары по району наложения распределительной сети 150 кВ на электрифицированную сеть 25 кВ привело бы к быстрому истощению указанных автотрансформаторов – и полной деэлектрификации указанного района.
А район мало того, что прифронтовой (от занимаемого на тот момент нашими войсками Высокополья до ТПС Тимково – 80 км по прямой), так он ещё и перехватывает половину железнодорожных транзитов с запада на восток Украины. Вне него располагаются только:
- неэлектрифицированный транзит через Сумы;
- электрифицированный транзит Киев – Харьков;
- неэлектрифицированный транзит на Николаев.
В результате имеем ситуацию, в которой большинство имеющихся тепловозов приходится стянуть на обеспечение перевозок между западом и востоком Украины. Дальше больше – разделение украинских электрифицированных дорог на два напряжения предполагает и разделение электровозного парка, обслуживающих эти напряжения. Конечно, имеются и универсальные электровозы, но, предположительно, их число незначительно по отношению к общему числу. Соответственно, после деэлектрификации указанного района внимание можно переключить на электрифицированную железнодорожную сеть постоянного напряжения 3 кВ в районе Харьков – Лозовая. В результате получаем ещё больший недостаток тепловозов при переизбытке электровозов как 25 кВ (из-за вылета участка сети 150 кВ), так и 3 кВ (из-за вылета района Харькова). Запас, конечно, карман не тянет, но всё-таки. А впереди возможные удары по западноукраинским ТПС постоянного тока…
Но, к сожалению, это всё упущенные возможности. В реальности кратковременная «рельсовая» война, скорее всего, только попугала украинское руководство…