Найти тему
Oksana Smirnova

Окончание новогодних каникул - интересная экскурсия в музей Радиевого института

С ноября 2022 года я дважды пыталась попасть на экскурсию в музей Радиевого института на Рентгена,1. Но, здоровье дважды меня подвело. И, только 11 января 2023 в составе сборной группы от "Научного туризма" я смогла попасть в музей.

Для начала расскажу о здании, в стенах которого находится музей. На Каменоостровском, дом 21-23 архитектором Шарлемань Людвигом Ивановичем в 1831-1834 в стиле Классицизм построен Императорский Александровский Лицей. Знакомый многим Царскосельский лицей, где учился Пушкин, не смог вмещать всех желающий, и было принято решение сделать филиал. Об этом здании можно рассказывать долго, туда тоже водят экскурсии. Если кому интересно - могу потом рассказать. По оси лицея построено два Флигеля в 1830-е архитектором Плавовым Петром Сергеевичем также для Александровского Лицей. В некоторых источниках значится информация, что внутри именно этого Флигеля было "постоянное лечебное заведение" для воспитанников Александровского лицея. На сегодня это здание также принадлежит Радиевому институту, и здесь находиться проходная на территорию. Справа от лицея в стиле неоклассицизм в 1902-1905 году архитектор Демяновский Валентин Александрович построил четырехэтажный дом для лицейских воспитате-лей и служителей.

В 1921 году был основан Радиевый институт (РИАН) академиком В. И. Вернадским для изучения и практического использования радиоактив-ности. И институту предложили именно этот дом, и местные пристройки хозяйственного назначения.

Важнейшие результаты деятельности РИАН:
*создание отечественной радиевой промышленности, Государственного фонда радия (сер. 1920-х гг.);
*пуск первого в Европе циклотрона (1937), на котором работал И. В. Курчатов.
В РИАН отечественная радиохимия оформилась как наука, возникли новые направления в ядерной физике и геохимии. Разработки института во многом обеспечили реализацию атомного проекта СССР.
В 1946-1948 годах специалисты РИАН разработали первую отечественную технологию выделения плутония, гарантировавшую в течение 25 лет его промышленную наработку. Институт ведёт работы в области физики, химии, геохимии и экологии.

Директор музея, Сергей Васильевич Хлебников, провёл для группы от "Научного туризма" (отделение проекта "Открытый город") экскурсию и по территории, и в два зала - циклотронный и мемориальный кабинет Хлопина. Я до начала экскурсии, пока все проходили через проходную по списку, "пробежалась" по территории и увидела, что на каждом здании есть свой QR-код с информацией о здании. До этого дня я уже знала и про необычный объект "Радий". Это "кинетическая скульптура", модель атома радия. Когда дует ветер, «электроны» ловят движения воздуха и атом начинает вращаться, напоминая об энергии, которая была передана блокадным «светлячкам», о которых расскажут в музее. Во дворе Радиевого института 23.09.2022 установлена небольшая конструкция (примерно метра 4-5), мы ей можем полюбоваться, она тоже в движении от ветра, но она за каменным заборов во дворе института. К сожалению, информации в интернете и на сайте мало, но я нашла в социальной сети страничку Владимира Андреева, где нашла видеоролики про установку скульптуру и про дату установки. В личной переписке мне В.Андреев пообещал дать потом ссылку на сайт, где раньше была информация об этом событии. Быстрее всего это те же ссылки, которую я нашла https://arturban.ru/svetlyachki07 или http://piter-news.net/culture/2021/10/01/243599.html?ysclid=ld7y6cwbsh512569763.

Начну с циклотронного зала, квартиры профессора Льва Владимировича Мысовского, который доказал существование космических лучей, обна-ружил изменение интенсивности космического излучения с изменением атмосферного давления — барометрический эффект, предложил метод регистрации заряженных частиц при помощи толстостенных фотоэмуль-сий и доказал присутствие в составе космических лучей нейтронов. В 1925 году Л.В.Мысовский основал в институте радоновую лабораторию, она выпускала препараты "эманации радия" для медицинских учреждений. Первый в Европе циклотрон был построен прямо в квартире профессора Мысовского, где он проживал с женой, кухаркой и пуделем (тогда сотруд-ники с семьями селились в корпусе института). В гостиной — циклотрон, в подвале, в который можно попасть через люк в гостиной по лестнице — экспериментальный зал. Для установки циклотрона в квартиру пришлось разбирать и вновь собирать часть стены. Но, наука превыше всего. В сосед-них домах были очень недовольны: электромагнитные волны от установки создавали помехи для радио, а позднее телевизоров, телефонов.

Мысовский Л.В. был на тот момент заведующим Физическим отделом Радиевого института, и одновременно заведующим кафедры радиологии Ленинградского университета. В соавторстве с членом-корреспондентом АН СССР Г.А.Гамовым, крупнейшим физиком-теоретиком и началось строительство циклотрона. После запуска циклотрона бригадой во главе с И.В.Курчатовым было принято решение использовать в качестве мощного источника нейтронов для исследования по нейтронной физике. Прожива-ние в квартире стало небезопасным. Стену, разделяющую гостиную, пере-деланную в циклотронный зал и другие комнаты, обложили в несколько слоев мокрыми поленьями. Таким образом, это была первая в СССР искусственная защита от проникающего излучения.

Проект циклотрона был разработан в 1932 году. Реализован в 1937 году. Аппарат стал первым циклотроном в Европе и сам большим в мире! Его диаметр составляет 1 метр.
На момент начала строительства аппарат был в четыре раза больше существующего образца (американского циклотрона Лоуренса).
Работами руководили В. Г. Хлопин, Г. А. Гамов, И. В. Курчатов, Л. В. Мысовский.
Проектная мощность была достигнута непосредственно перед Великой Отечественной войной.
А уже в 1945 году на установке был получен первый советский препарат плутония в импульсных количествах.
Активно использовался для научных исследований вплоть до 1950-х годов. Полностью был выведен из эксплуатации в 1976 году.
Циклотрон - это ускоритель заряженных частиц (ускорение близко с скорости света).

Очень надеюсь, что данный зал оставят музею в целости и сохранности. Ведь помимо самого циклотрона здесь мы можем увидеть и радиевую лабораторию, и видео и фотокамеру, которая фиксировала события работы оружейного плутония, разработанного институтом в действии, и оборудование, и различные материалы и экспонаты, а также оригиналы международных сертификатов, подписанными Марией Кюри и Хансом Гейгером, за которые в своё время коллекционеры предлагали "хоро-шенькую кругленькую" сумму, а также единственную сохранившуюся "синюю книгу" о всех этапах работы с радием.

Сергей Васильевич нам не только показал как работает лаборатория, но и разрешил одному из экскурсантов попробовать в защитных перчатках что-то достать пинцетом из пробирки - это сложно и "жарко". А ведь работа ранее проводилась с радиоизлучающими материалами.

В Циклотронном зале мы провели больше часа. Здесь о каждом артефак-те можно услышать целый рассказ. Не вериться, что у кого "поднимается рука" забрать это помещение под бизнес-центр, которых много в городе. Моё мнение, что это нужно оставить - это "колыбель" нашей физики и химии". Именно в РИАН отечественная радиохимия оформилась как наука, возникли новые направления в ядерной физике и геохимии, разработки института во многом обеспечили реализацию атомного проекта СССР. Если музей перевезут в другое место, то "потеряется" атмосфера, где из жилого помещения была сделана лаборатория, где находился кабинет, где прово-дились заседания и встречи сотрдуников.

Следующее помещение, куда нас пригласил Сергей Васильевич Хлебни-ков, один из последних физиков, работавших на циклотроне, это мемо-риальный кабинет, где работали и академик Вернадский, и академик Хлопин. Для этого мы прошли в парадную через внутренний двор. Лестничная клетка очень мило украшена, ведь сейчас новогодние праздники. Приятно было увидеть дед Морозов 1960-1970 года и украшенную ёлочку прямо у входа в квартиры.

Мы прошли мимо входа в квартиру 5, где проживал профессор Мысовский и сейчас находится Циклотронный зал, поднялись на 2 этаж и попадаем в квартиру 8, где располагается Музей Радиевого института.

В квартире несколько помещений. Нам предложили оставить верхнюю одежду в комнате, где для школьников (быстрее всего) на столах и подоконнике лежат какие-то минералы, их можно потрогать и рассмотреть. А также портреты основателей музея и чей-то бюст (увы, упустила кому).

В следующий зал нас не приглашали, но пока все снимали одежду я сде-лала несколько кадров. Это быстрее всего небольшой конференц-зал.

Следующее помещение - это непосредственно кабинет, которые делили между собой и Вернадский, и позже Хлопин. Огромный деревянный стол из натурального дерева - это один из элементов мебели, который "выписа-ли" из коллекции "б.Эрмитажа", как было отмечено в переписке при открытии института и вселении в данное здание с просьбой помочь обста-вить институт мебелью для работы. Возможно и стул, и 2 кресла, и книжный шкаф, и письменный набор с нож из слоновой кости для "вскрытия" документов тоже из коллекции Зимнего дворца.

Еще на письменном столе есть несколько необычных сегодня, но привыч-ных в то время предметов - это интересная брошюра от ПартИздата ЦК ВКГИ(б) "О методах и приёмах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры". Я к сожалению не сфотографировала текст внутри, но почитала потом электронную книгу, которая есть в интернете. Там прямо детективные истории...

Шпионы, посылаемые в Советский Союз, проходят тщательную подготовку. Их совершенствуют в знании языка, заставляют читать местную советскую прессу в зависимости от того места, куда шпион направляется, обучают, радиоделу, заставляют ежедневно в процессе подготовки слушать советские радиопередачи. В польской разведке, например, для всех приготовляемых для работы в СССР шпионов существуют специальные «рекомендательные списки — минимум» литературы, которую шпион должен обязательно прочитать и уметь толковать в духе советской критики.
В эти списки входят такие книги, как «Поднятая целина», «Чапаев», «Бруски», «Как закалялась сталь». В последнее время польских разведчиков также заставляют изучать новую Советскую конституцию, историю партии, материалы по стахановскому движению. От них требуют умения пользоваться советской терминологией...

или вот такой текст:

Всякий шпион, посланный к нам из капиталистических стран, стремится поскорее акклиматизироваться в советских условиях, сойти за советского человека, устроиться на работу. Особенно это облегчается полным отсутствием у нас безработицы. Шпион стремится проникнуть на завод, поступить в советское учреждение, завести там знакомство, посмотреть, кого и каким образом можно втянуть в свою сеть. С этой целью шпион обеспечивает себя подложным или краденым паспортом, иногда даже партийным билетом, всякого рода справками и рекомендациями. Для своей легализации шпион не останавливается ни перед какими средствами. Он начинает, например, разыскивать доверчивых женщин или известных на заводе девушек — стахановок из семей старых кадровых рабочих, с тем чтобы, породнившись с ними, сразу войти в крепкую и известную на заводе среду как «мужу такой-то», «зятю или родственнику такого-то». Для выполнения шпионских задач все средства хороши: и «активность» в общественной жизни, и «стахановская работа», и подхалимство, и угодничество, и лесть, и, наконец, неоднократные «женитьбы» и «разводы» с целью подыскания более подходящей партии.

и всё в таком же стиле....

Помимо такого "страшного сборника" на столе 2 медали лауреатов Сталинской премии сотрудников института, пропуск для получения проездных билетов по всей стране, и прочие раритеты.

Из ценного в кабинете, на что обязательно надо обратить внимание, это: *ваза с портретов академика Хлопина, который в 1950 году по случая юбилея изготовила на Ломоносовском фарфоров заводе (к сожалению он её не увидел из-за болезни);

*"чистая" библиотека с научной и художественной литературой ("грязная" библиотека хранится в специальном отделе в филиале на Мориса Тореза, и "совсем грязная" в совсем "закрытом отделе РИАН", куда нет доступа без специального оборудования и она постоянно обрабатывается;

*посмертная маска В.Г.Хлопина под стеклом.

В кабинете можно долго рассматривать интересные экспонаты, да и само помещение примечательно - старые деревянные рамы, двери и ручки, шторы на стене за письменный столом, скрывающие дверь в другое помещение (нас туда не пустили - это личная комната отдыха), "розетки на потолке" над светильником...

Ну а я вас поведу в следующее помещение, небольшую комнату. Здесь нам показали стул с выбитой датой "1904 год", макет памятника "Хлопина в атоме", стенды с информацией и многое другое.

Следующая наша остановка - зал, где помимо множества информацион-ных стендов о работе института, о сотрудниках, есть и об интересных разработках института, таких например, как батарейка для искусственного сердца.

На всю экскурсию мы потратили примерно 2,5 часа, но этого времени мало, чтобы рассмотреть все экспонаты. Нужно обязательно посетить ещё и рассмотреть и почитать информацию повнимательнее.

Если вам понравился обзор по Музею Радиевого института (его адрес Санкт-Петербург, улица Рентгена, дом 1) и понравился сам музей - поставьте лайк. Если есть вопросы - подписывайтесь на мой канал, спрашивайте, я постараюсь вам сразу ответить.

Благодарю, что дочитали статью до конца.

#радиевыйинститут #прогулкапосанктпетербург #экскурсиисанктпетербурга #атом #радий #хлопин #кудасходить