Найти в Дзене
мёдіУМъ

Фейковое Солнце для бедных.

Оглавление

Сейчас наверное уже никто и не вспомнит, но в своё время коперникане предполагали, что Солнце состоит из чистейшего каменного угля. Тех, кто осмеливался усомниться в подобном взгляде, особенно если оные не были маститыми учёными, нещадно пороли (в «каментах» тех дней). С тех пор мало что изменилось. Но уголь уже не является наиболее современным топливом. Теперь, лет уже 70, все помешаны на «термоядерных реакциях». Поэтому положено считать, что Солнце — это гигантский термоядерный реактор… Когда-нибудь придумают что-то ещё, но пока что догмат таков.

Все мы имели возможность наблюдать Солнце — светящееся дискообразное небесное тело. Но дальше - начинается смесь науки и фантастики, искусства и порнографии.

Если долго смотреть в телескоп со светофильтрами, а потом еще как следует пофотошопить, основываясь на предположении о вращении Солнца, на которое, вроде как, указывает смещение реперных точек, таких как солнечные пятна, то пожалуй, можно решить, что тело это — шарообразное. Но… фактически вы не можете видеть этот «объем сферы», по крайней мере, на фотографии в обычном видимом спектре.

Кто-то в позапрошлом веке высмотрел по краям солнца некие язычки — отрывающиеся светящиеся куски, назвав их «протуберанцами».

Всё это зыбко и бесконечно прыгает как мячик в пинг-понге, между полями «почти доказанный факт явного наблюдения» и «собственные интерпретации в рамках конкретных гипотез».

Похоже науке есть куда развиваться?

Как бы ни так!

В воззрениях коперникан всё уже хорошо. У них всегда всё известно наперёд, наверняка. Надо лишь «уточнять». А в случае с астрофотографией (далее мы будем брать это слово в кавычки и вы скоро поймете почему) — с каждым годом повышать и повышать пиксельное разрешение.

И вот, новостные ленты астрономических сообществ в очередной раз прогремели на весь мир. Сенсанция! Фотография Солнца в высочайшем разрешении! Готовы? Вот же оно, наше Солнце!

эээ..
эээ..
ооо...
ооо...

Кроме того, к оному jpeg-у приложена краткая аннотация:

Перигелий в 2023 году, максимальное сближение Земли с Солнцем, произошло 4 января в 16:17 UTC. Это произошло менее чем через 24 часа после того, как это четкое изображение солнечного диска было получено с помощью телескопа и H-альфа-фильтра из Сиднея, Австралия, планета Земля. Фильтр Н-альфа пропускает характерный красный свет от атомов водорода. В видах Солнца он подчеркивает хромосферу Солнца, область чуть выше солнечной фотосферы или обычно видимой поверхности Солнца. На этом H-альфа-изображении все более активного Солнца в областях солнечных пятен размером с планету преобладают яркие пятна. Темные нити плазмы, извивающиеся по солнечному диску, переходят в яркие протуберанцы, если смотреть над солнечным краем.

Наш комментарий:

  • Увы, ничего нового. Всё та же коперниканская гипотеза об обращении Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите, без указания на то, что эллипсы эти никто никогда не видел и являются они лишь математической абстракцией, такой же, как эпициклы Птоломея. Конечно, никто не будет «лезть в дебри», а вместо этого выразят эту догму так: «... максимальное сближение Земли с Солнцем произошло 4 января в 16:17 UTC.. ». Откуда вы знаете об этом? Из постулатов коперниканства.. Доказательств - нет. И снова всё та же выдача предположений за истины.
  • H-альфа фильтр (H — hydrogen - водород) — это, конечно, хорошо, но спектральный анализ такая интересная штука, что упрощенно говоря, несложно будет увидеть сверхновую проанализировав излучение тлеющей сигареты. Никто не отменяет методы косвенного анализа, но всегда надо понимать, что мы имеем дело с предположениями и именно так к ним и надо относится. Может быть действительно, «термоядерный реактор Солнце» выполняет трансмутации элементов выделяя пламя насыщенное атомами водорода.. Может это и правда так. А может, с равным успехом, — совсем не так. Но этого никто не будет для нас уточнять. «H-альфа фильтр» звучит слишком эрудированно, чтобы в этом сомневаться.

Безмолвной жертве информационной пропаганды PR-отдела коперниканской астрономии, остаётся лишь придумать наиболее яркий способ выражения восхищения. И возвращаться к дальнейшему чтению ленты, в полной уверенности в своем превосходстве над «плоскоземельщиками» (обобщенное название всех несогласных с их гипотезами, которые они мнят как доказанный факт.

Фотография.

Но пока наш «среднестатистический» листает Дзен в поисках чего-то интересненького, мы, потратив те же самые 5-10 минут, бегло, просто для понимания общей схемы, посмотрим как же примерно рождаются такие замечательные «фотографии шара Солнца в высочайшем разрешении и с мельчайшими деталями»?

Основных этапов два: съёмка и обработка.

Да, известно, что без обработки никуда. Ведь даже есть взять традиционное фото, то чем является проявка негативов как не фотошопом? Но в деталях скрывается дьявол и существует некоторая грань, за которой фотография из проявленной проекции вдруг становится сначала живописью, а затем и фантазированием; после чего всё вырождается в полный кубизм.

Итак, если вы приобретёте не самый худший телескоп доступный в свободной продаже, грамотно задействуете солнечный светофильтр, то, если очень постараетесь, то после нескольких попыток и последующей, легкой, обработки получите примерно это:

Пикабу. Фото Солнца из мира легкой ретуши.
Пикабу. Фото Солнца из мира легкой ретуши.

Согласитесь уже неплохо. Но профессионалы поясняют:

Такие фильтры, как карты солнечного затмения или очки для затмения, уменьшают интенсивность солнечного света в 100 000 и более раз, но все равно дают достаточно яркое для сенсора камеры изображение. Вы можете вручную держать эти простые фильтры перед смартфоном или наводить и снимать во время съемки. Однако использование только солнечного фильтра и камеры приводит к очень маленькому изображению солнечного диска даже с зум-объективами с фокусным расстоянием от 200 до 300 мм (эквивалент 35 мм). Таким образом, вы вряд ли увидите какие-либо солнечные особенности, такие как солнечные пятна, используя большинство смартфонов и небольшую камеру.
Необрезанное изображение Солнца, сделанное цифровой зеркальной камерой с матрицей APS-C и объективом 400 мм (что эквивалентно 640 мм полнокадровой цифровой зеркальной камере). Поверх апертуры объектива использовалась солнечная пленка.
Необрезанное изображение Солнца, сделанное цифровой зеркальной камерой с матрицей APS-C и объективом 400 мм (что эквивалентно 640 мм полнокадровой цифровой зеркальной камере). Поверх апертуры объектива использовалась солнечная пленка.

Но отчаиваться не стоит. Упорно продолжая свои попытки, в определенные моменты, такие как затмения, снимая с высочайшей частотой, а затем выбирая лучший снимок, можно получить это:

Фото Солнца во время затмения с пылающими протуберанцами..
Фото Солнца во время затмения с пылающими протуберанцами..

Спектрография.

Уже гораздо лучше! Хорошо видны пятна, заметны протуберанцы.

А вообще лучше приобрести специальную астрокамеру и получать замечательные солнечные изображения подобные этим:

Изображение Солнца, полученное с помощью пленки Baader AstroSolar.
Изображение Солнца, полученное с помощью пленки Baader AstroSolar.

Как-то не особо?

Кажется, мы пришли к лимиту современных возможностей. Есть некоторые сомнения в технической достоверности даже такого ч/б шара. Но мы пропустим (пока) расследование в этом отношении и перейдем к заказному портрету.

Это когда клиент просит пририсовать ордена, несуществующую наяву волнистость волос, а также поправить форму шнобеля, губ, сделать шубу из норки шубой из шкуры льва, а еще немножко отбелить синяки.

Гадания по фотографии и астрографии.

Всё что вам нужно, чтобы доказать массовому зрителю, что Солнце — это именно то, что предполагают о нем учёные мужи, — это хороший зум. Подойдет в общем-то инструмент «лупа». Если вы когда-то смотрели в телескоп на Луну, то обращали внимание на характерную плавучесть «картинки».

Кажется, что она то ли живая, то ли плывет в каком-то дыму. Исключать ничего нельзя, но второе пожалуй вероятнее. Этот «дым» — скорее всего просто атмосфера Земли. Именно она и вызывает эффекты, подобные зрелищу плавающего в остывающем вечернем воздухе раскинувшегося у подножья горы (или Н-ного этажа небоскрёба) города. Эти (и другие возможные) искажения вносят в текстуру мелкую рябь.

Безусловно, точно так же это могут быть моря раскалённой плазмы. Или каменного угля, как всерьез полагали предшественники современных учёных. Что бы это ни было, зафиксировать это вы можете разве что так:

-7

И вот, «астрофотограф» сидит и гадает, как же из этого дыма ему создать «фотографию Солнца в высочайшем разрешении». Конечно, он должен составить свой шедевр из сотни подобных изображений, как следует их скомпоновав. Затем, прежде всего, ему понадобится инструмент Sharpen. Оно берет любые размытые картинки и желает их более резкими. Но в тяжелых случаях поможет скорее специализированное ПО. Подойдет и бесплатное:

Повышение резкости сложенного изображения может быть достигнуто с помощью множества различных методов и программ. Самый простой и очень эффективный метод повышения резкости — это использование бесплатного программного обеспечения под названием ImPPG. ImPPG использует технику деконволюции. Ползунок Sigma можно точно настроить для оценки функции разброса точек конкретного изображения, и результаты можно будет увидеть быстро.

Давайте же увидим интересующий нас результат быстро (а коперникане ведь уже заведомо знают как должно быть устроено Солнце, не так ли?)

По бокам немного размыто. Но ImPPG творит чудеса! В центре уже то, что надо! Всем "астрофотографам" рекомендуем.
По бокам немного размыто. Но ImPPG творит чудеса! В центре уже то, что надо! Всем "астрофотографам" рекомендуем.
Вау, с этим уже можно работать!
Вау, с этим уже можно работать!
Осталось пройтись цветовой маской..
Осталось пройтись цветовой маской..

«Ученый» делающий за настоящих учёных грязную работу по продвижение коперниканских гипотез в массы, то есть «астро» «фотограф» ещё совсем недавно бы остановился на этом. Ведь в отдалении «фотография» получилась весьма убедительной (примерно тоже ведь было и в учебнике по астрономии!) Однако скорости интернета и возможности видеокарт растут, публике надо предъявить нечто в более высоком изображении.

Доведение до кубизма.

Как же быть «астро» фотографу»? Прорисовывать каждый фрагмент вручную? Или может быть использовать хитрые фильтр-сценарии photoshop/gimp? Не пойдет. «Фото» в высоком разрешении должно быть при этом еще и «высоконаучным». Для этого требуется тщательная подгонка деталей «солнечного» «термоядерного» «реактора» под какую-нибудь достаточно модную на момент представления работы коперниканскую гипотезу. Ведь оценивать «фотошедевр» будут ребята из NASA!

А сейчас принято знать что вблизи Солнце напоминает что-то махрово-плюшевое, но при этом, естественно огненное!. Ведь оно такое яркое и очень сильно греет. А значит там много огня! Но думать что это горящий уголь — нельзя. Раньше было можно и нужно: так и думали и необразованных этому учили. Но сейчас ведь эпоха угля уже прошла, и самое современное что у нас есть (правда, по большей части в проектах) это термоядерный синтез. А значит Солнце, оно же в центре системы, и поэтому должно пользоваться самыми современными технологиями, которые у нас есть. Примерно так размышляют астрофотографы (художественный отдел астрономии) и считают, что поверхность Солнца, при такой гипотезе, должна образовываться бескрайними полями изрыгания плесков горящей плазмы..

Махрово, плюшево, огненно. Огонь!
Махрово, плюшево, огненно. Огонь!

Как известно, искусственный интеллект нужен особенно сильно тем, кому не хватает своего натурального. Выручит «астрофотографов» он и на сей раз. Требуется каждый фрагмент из «огонька» (полученного выше из ч\б заготовки) основательно пройти так, чтобы на выходе получилось что-то вроде 160 мегапикселов, не меньше, махрово-плюшевого поля из колосков плещущейся плазменной субстанции (и еще, пожалуйста, побольше водорода!).

Итак, Питеру Вэнду, например, пришлось ждать окончания обработки своих заготовок «умными алгоритмами» «искусственного интеллекта» более 8 часов! Но результат стоил того:

NASA Awards. Photo of the Day. Perihelion Sun 2023 Image Credit & Copyright: Peter Ward (Barden Ridge Observatory)
NASA Awards. Photo of the Day. Perihelion Sun 2023 Image Credit & Copyright: Peter Ward (Barden Ridge Observatory)

Что нужно сделать после представления этого произведения цифрового искусства?

Наверное, рассказать о цепочке фильтров, предоставить исходники, описать технологию? Конечно нет!

В христианстве, каждый год проводят свою «астрофотографию» со «святым огнём». При этом все кто в теме точно знают, что это — лишь «репрезентация» далёких событий, которые, в лучшем случае, когда-то якобы были. Ну а для широких масс верующих достаточно повторять мантру о том, что «Святой огонь сошел..» - и далее воображение людей сделает все само. Вроде как никого и не обманули, но и духовного праздника не лишили..

Особняком стоят бывшие отличники боевой и политической. Обычно они ходят с видом преисполненным собственного достоинства и разыгрывают из себя профессоров Преображенских, менторским тоном изливая содержание своего личного банка мифологии.

Как раз для пополнения багажа «знаний» для подобной прослойки, аккурат под «фото» дня» приводится исчерпывающее «объяснение»:

Explanation: Perihelion for 2023, Earth's closest approach to the Sun, was on January 4 at 16:17 UTC. That was less than 24 hours after this sharp image of the Sun's disk was recorded with telescope and H-alpha filter from Sydney, Australia, planet Earth. An H-alpha filter transmits a characteristic red light from hydrogen atoms. In views of the Sun it emphasizes the Sun's chromosphere, a region just above the solar photosphere or normally visible solar surface. In this H-alpha image of the increasingly active Sun planet-sized sunspot regions are dominated by bright splotches called plages. Dark filaments of plasma snaking across the solar disk transition to bright prominences when seen above the solar limb

Великолепно! Обалдеть, дайте ещё! Ещё и не по-нашему! До чего дошла наука! А вы говорите..!

Форум астрофотографов.

Но может быть мы чего-то не понимаем? Давайте же посмотрим что говорят знатоки из буржуйнетов. Пишет некий Глен:

Имхо, и это никого не удивит, в последнее время происходит слишком много обработки интерференции. Когда астрофотография становится просто набором программ и сценариев, это уже не фотография. Да, это искусство, а искусство обычно предполагает личную интерпретацию; когда у вас есть куча людей, использующих одни и те же приложения и сценарии с целью обработки их представления о нирване, тогда хобби теряет свою привлекательность.

Рассел выражается конкретнее:

Как и любой инструмент для шумоподавления или повышения резкости, при умеренном использовании он хорош и улучшает реальные детали. с TOPAZ AI Denoise он определенно может быть довольно легко задвинут слишком далеко. Однако после того, как вы использовали эту программу несколько раз, довольно легко обнаружить изображения, которые слишком далеко раздвинули границы, создавая поддельные детали.
Если вы говорите о соревнованиях, вы надеетесь, что судьи были достаточно хорошо информированы о топазах и шумоподавителях.

но "астрофотограф" Роберт определённо не согласен:

абсолютно справедливо и прекрасно, на мой взгляд. нет "настоящего". это все просто восприятие и сенсорная интерпретация. уже при вполне технических подходах можно увидеть бесконечное разнообразие того, как представлены одни и те же объекты, цвета — это только то, что мы приписываем, у нас есть палитры, которые изобретаются или совершенствуются. Я могу понять, почему другие думают по-другому. Для меня это то, что лучше всего выглядит для моих глаз или моей воспринимаемой аудитории.

Действительно, настоящего в современной науке всё меньше и меньше. Беда лишь в том, что с каждым годом, с каждым новым подобным "видео" и "фото" (а на пороге уже и полный VR) граница эта всё менее и менее различима.

Энди, с одной стороны, хорошо понимает, что они занимаются оболваниванием "образованных» предварительно ими же масс, но всё же не склонен слишком драматизировать:

Я являюсь одним из судей IOTD по Астробину, и за кулисами было долгое обсуждение этого изображения. Первоначально изображение было отозвано, но некоторые встали на защиту фотографов, предполагая, что это результат чрезмерного использования Topaz AI при обработке. Лично я, как опытный пользователь Topaz за последний год, нахожусь в вашем лагере — несмотря на то, что он получил APOD и другие похвалы, я твердо убежден, что здесь смешаны профессиональные и любительские данные, и попытка была предпринята. сделано, чтобы замаскировать это в обработке. Моя общая мысль здесь, хотя... Зачем беспокоиться?

А ведь и правда. О чем беспокоится? Представьте, что иконописец изобразил детали лика очередного святого недостаточно канонично, но только если хорошо просмотреть под лупой. И что дальше? Но ведь на вид же не поймешь! Функцию же свою выполняет - верующие и так будут верить, а с иконой как-то респектабельнее. Так же и с «астрофотографиями» Солнца. Ведь как сказал предыдущий специалист «нет настоящего».

Но следующий оратор Бен, видимо, идеалист:

Хороший подход к этому, который можно применить к любому объекту, учитывая, что вы видите себя фотографическим наблюдателем, который заинтересован в том, чтобы увидеть и / или поделиться тем, что может быть на самом деле.

Но по сути того, о чем мечтает Бен скорее всего никогда и не было. В действительности компьютеры лишь автоматизируют создание «фотографий», шаги по созданию которых они проводили всегда и провели бы в «любом случае».

Все еще пытаюсь понять, в чем проблема со сценарием, поскольку он просто выполняет серию шагов, которые вы бы сделали вручную. Хобби уже вызывает трудности. Все, что облегчает жизнь и делает вас счастливыми, является честной игрой.

Резюме

Фотография, конечно, это не реальность, а лишь её проекция. И она в любом случае требует некой обработки. Но есть тонкая грань, за которой фото превращается сначала в искусство, а потом и в откровенное фантазирование на заданную тему. Мы не можем знать точно подгоняются ли все астрогипотезы под возможности фотошопа или же фотошоп подгоняется под гипотезу. Скорее и то и другое, в некоторой пропорции. Но, надеюсь, уже все понимают, что всё это не имеет никакого отношения ни к Солнцу, ни к фотографии, ни к науке.

с Ув., Медиум.