Найти тему
Мир вокруг нас.

За линией фронта. Часть пятая -36.

В состав 3-го Украинского фронта к моменту подготовки и начала Ясско-Кишинёвской операции кроме 46-й армии входили: 5-я Ударная, 57 и 37 армии, 7-й и 4-й гвардейский механизированные корпуса, 17-я воздушная армия. В конечном пункте во время общего наступления войск, фронт совместно со 2-м Украинским должен был осуществить намеченное окружение и ликвидацию Ясско-Кишинёвской группировки противника. 46-я армия основными силами наступала с Чобручевского и Пуркарского плацдармов. Её правофланговые соединения также действовали на направлении главного удара. Соединения центра 46-й армии вместе со специально созданной в её составе оперативной группой, наносившей удар через Днестровский лиман в направлении Аккермана, должны были осуществить фактическое окружение оборонявшейся в причерноморской полосе 3-й румынской армии и разгромить её.
После перегруппировки к началу операции 46-я армия в своём составе имела довольно мощные резервы и ударные соединения. В состав созданной для удара на левом фланге сводной оперативной группы во главе с заместителем командующего армией генерал-лейтенантом Бахтиным входила и специальная дивизия особого назначения генерала Антонова. Совместно с 259 стрелковой дивизией, она должна была нанести удар из района Беляевки на Паланку-Капланы с задачей отсечения и ликвидации группировки противника северо-западнее Днестровского лимана. В дальнейшем дивизия должна была выйти на реку Кагильник на участке Арциз, и во взаимодействии с главными силами армии завершить окружение и уничтожение группировки войск 3-й румынской армии. Начало действий группы устанавливалось распоряжением командарма.

Решение на операцию генерал-лейтенант И.Т.Шлемин, как и другие командующие армиями, докладывал на расширенном заседании Военного совета фронта. Несмотря на значительную сложность замысла, обусловленную участием войск армии одновременно и в прорыве обороны противника на направлении главного удара фронта с развитием наступления в глубину, и в охвате приморской группировки справа, и в высадке десанта через Днестровский лиман с целью ударом слева замкнуть окружение этой группировки и ликвидировать её, план действий командарм доложил доходчиво и чётко, не оставив сомнений в продуманности всех деталей, в реальности его осуществления. Генерал армии Толбухин обратил внимание на то, что фронт одновременно действует по окружению и уничтожению перед рекой Прут двух крупных вражеских группировок. Причём, справа - во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом, слева - силами только 46-й армии, взаимодействующей с Дунайской флотилией и Черноморским флотом.
- При фактическом наступлении армии на трёх отдельных направлениях, - говорил Шлемин на докладе, - при общей ширине полосы 110 километров, да ещё с высадкой значительного по силам десанта, особенно важно добиться строгого согласования усилий соединений и частей по месту, цели и времени. Важно, - подчеркнул он, - командирам и штабам всех степеней проявлять инициативу и творчество, самостоятельность.
Отличительной чертой Толбухина, как крупного военачальника, была особая забота о сбережении людей, о том, чтобы добиваться победы минимально возможной кровью. Когда Шлемин завершил доклад, он напомнил ему и другим присутствующим генералам и офицерам:
- Каждый должен думать, как лучше, с меньшими потерями выполнить боевую задачу. Старое правило: стремись бить врага не числом, а умением! Но все ли мы применяем его на деле? А ведь за три года войны приобретён, кажется, хороший в этом деле опыт. Вот перед вами, Иван Тимофеевич, - продолжал комфронта, - за лиманом у противника силы немалые. Как собираетесь достичь успеха на этом направлении?
- По имеющимся у нас данным против оперативной группы товарища Бахтина могут действовать две дивизии и пехотная бригада румын, одна немецкая дивизия со средствами усиления. На этом направлении выявлено у противника более 25 артиллерийских батарей разных калибров. В оперативной же группе сил значительно меньше. Расчёт наш, товарищ командующий, - заключил Шлемин, - на внезапность, на высокие боевые качества наших частей, на их стремительный натиск и, обязательно, на хорошую огневую поддержку авиации и флота
- Ну, ещё, на обман противника, - добавил присутствующий здесь генерал Берзарин.
- Да, это нам известно, что в разработке 5-й Ударной армии идёт очень сложная комбинация. Но об этом стоит поговорить отдельно в присутствии только начальников разведок и контрразведок, - отозвался командующий.
Далее, по просьбе генерал-лейтенанта Шлемина начало действий оперативной группы наметили на двое суток позднее перехода в наступление на главном направлении. Начальник штаба фронта генерал-полковник Бирюзов предложил о плане действий оперативной группы заслушать генерал-лейтенанта Бахтина.
Изложив намеченный замысел действий, Бахтин доложил порядок использования его стрелковых соединений, подробно раскрыл согласованный с командованием Дунайской флотилией план форсирования Днестровского лимана, которым предусматривалась высадка двух десантов - северного и южного. Сразу же после высадки первого эшелона десанта на захваченный плацдарм планировалось перебросить второй эшелон, который должен быть мощнее первого. Чтобы ввести противника в заблуждение относительно намеченного района высадки десанта, отряд, который специально для этого создавался и включал в свой состав 8 бронекатеров, должен был произвести обстрел западного побережья Цареградского гирла и демонстрировать высадку десанта с моря, а затем прорваться в лиман и оказывать артиллерийскую поддержку действиям десанта.

Фреттер Пико и Кампински - актёры: Михаил Погоржельский и Эдуард Марцевич.
Фреттер Пико и Кампински - актёры: Михаил Погоржельский и Эдуард Марцевич.

На той стороне у противника в штабе Фриснера, тоже шло оперативное совещание, на котором присутствовали все командующие основных родов войск.
- На данном этапе подготовки русскими наступательной операции, - говорил в своём докладе заместитель начальника штаба сухопутных войск группы армий "Южная Украина" фон Шелберг, - все основные войска вместе с танковыми бригадами и корпусами группируются в районе Дубоссары-Бутлеш. То есть, напротив кишинёвской группы и 6-й армии генерала Максимилиана Фреттера-Пико. Именно туда подошла усиленная танками и артиллерией 5-я Ударная армия русских. Скорее всего - основной прорыв фронта осуществится на этом участке, но есть некоторые сомнения, - он переложил папку на стол и взял последние данные из армейского штаба румынской группировки. - В последнем отчёте представлены данные армейской разведки 3-й армии, тут сказано, что большие силы русских в последние два дня концентрируются на левобережье, и направляются на Юг, в район Тирасполя. Очевидно, противник создаёт два ударных рукава для захвата и последующего окружения наших армий в районе Днестровского выступа.
- Вам теперь везде чудится Сталинград, фон Шелберг, - улыбнулся Фриснер, более уверенный в своих силах и средствах, нежели остальные здесь присутствующие, - у нас тоже немалые резервы. Да, мы все боимся окружения, что во время не успеем отвести войска на нужное направление. И потому сейчас данные армейской и фронтовой разведки нужны, как воздух. Постарайтесь мобилизоваться, как можно упорнее по этой части. С командующим 6-й армии на этот счёт у меня будет особый разговор после совещания, именно в его армию я отправил своего начальника разведки полковника Кампински для работы на кишинёвском направлении, которое наиболее значимое, как нам кажется, в этом летнем наступлении.
После того, как все вышли из просторного кабинета командующего, Фриснер и генерал артиллерии Фреттер Пико остались вдвоём.
- У нас тоже имеются некоторые новые данные, относительно замысла русских, - генерал неспешно, опираясь на свою трость подошёл к столу фон Фриснера и достал из своего небольшого портфеля тонкую папку с последними донесениями из штабов соединений. - Здесь говорится, что русские не помышляют сколько-нибудь серьёзных действий в районе Тирасполя. Их основная цель - Кишинёв. Но для того, чтобы быть в этом окончательно уверенными, Кампински предпримет ряд своих хитромудрых решений. В его план, под названием "Родственник", входит перевербовка некоторых оперативных работников из штаба контрразведки полковника Данилова. Чтобы не ошибиться, мы до конца должны всё ещё раз перепроверить. И, могу сказать от себя, я сомневаюсь в выводах полковника, что эта информация от русских с той стороны, может быть достоверной. Нами был получен план их переброски войск, который вёз майор Громов, офицер связи 5-й ударной армии в 46-ю армию. В нём говорится, что несколько танковых бригад скрытно ночью будут переброшены с левого крыла фронта русских в район Оргеева, где стоят основные силы 5-й ударной армии. Это было проверено - действительно такие части туда подошли : скрытно и ночью.
- Тогда в чём сомнения? - спросил командующий группой армий.
- Я ещё не понимаю чётко, но у меня какое-то двойственное чувство возникает при формировании ударных групп в этом нашем случае. Нигде я так не сомневался, как теперь. Получается, что нам нужно все свежие дивизии, вновь поступившие, в спешном порядке перебрасывать под Кишинёв, тем самым огаляя фланги. Я не вижу поддержки сколько-нибудь достаточной со стороны румын в том случае, если русские атакуют нас, именно с флангов. Весь расчёт сейчас строится на донесения разведки, исходя из этих донесений мы и строим укреплённые районы, размещая в них войска и технику...
- Так, что вас смущает? Ведь именно напротив вас целая танковая армия стоит...
- Да, это так, - Фреттер Пико тяжело опустился на стул, помогая себе тростью, - но глядя на карту опытным глазом, можно сказать, что части русских подходят по всему периметру наших войск и их ударные группы могут в таком случае, расположиться в любом порядке.
- Но ведь русские не волшебники, они не смогут за несколько часов перед основным наступлением, перебросить свои многочисленные войска с одного конца фронта на другой, - Фриснер открыл портсигар, но, покрутив в пальцах толстую сигару, кинул её обратно, нервно захлопнув крышку. - Вы, просто не верите Кампински, или - не хотите ему верить... В чём причина вашего неудовольствия генерал?
- Он слишком самоуверен. Я всегда опасался таких людей, но это моё личное мнение о нём. Кстати, в моём рапорте на этот счёт, всё изложено, - и Фреттер Пико подвинул с края стола ближе к командующему свою принесённую на совещание папку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.