Найти тему

Два вида ожирения, разных на клеточном уровне. Последствия перекармливания детей

Читательница спросила про количество жировых клеток в организме, меняется ли оно, или не меняется. И я подумала о важности темы и что нужно написать подробно.

Особенно на фоне вчерашней статьи, где говорили о перекармливании детей исключительно из "благих" намерений родителей.

Мне всегда тяжело такое видеть, а видеть приходится часто.

Уже упоминала ситуацию, когда в доме отдыха было стандартное меню для всех на 3000 ккал, и что в первый день я и половину обеда не съела, зато к третьему дню стали казаться нормальным на обед салат, первое, второе и компот с булочкой.

Так вот, за соседним столом заставляли мальчика лет 9 доесть это ВСЕ! Из каких намерений? Из благих, естественно! Исключительно в заботе о ребёнке ведь так делали, или нет?

Поэтому считаю важным написать о разных видах ожирения развернуто и в отдельной статье.

Конечно, у многих сохраняется привычка, что-то есть на завтрак, обед и ужин, унаследованная из родительской семьи, где ещё помнят сложные времена дефицита еды, а значит "на всякий случай" кормят ребёнка больше, чем надо.

Тогда уже перекармливают скорее из собственного страха, чем из заботы исключительно о ребёнке.

Вот такие комменты писали мне к статье о 2-х видах ожирения, информацию из которой я повторю сейчас. Тогда я говорила о недопустимости перекармливании детей и сейчас напишу ровно то же самое.

Видите, у человека поставлено в одну линию:
не заставлять есть = самые плохие последствия.

Я никого не осуждаю и не пытаюсь "учить жизни". Я лишь разбираю причинно-следственные связи.

И такие ответы были на тот коммент:

-2
-3
-4

А вы как считаете? Нужно ли заставлять ребенка есть?

Возвращаясь к видам ожирения.

Виды ожирения могут быть разными на клеточном уровне

Жир не плавает в теле сам по себе, а содержится в жировых клетках, адипоцитах. Именно по этому основанию и разделяют ожирение на 2 типа.

Жировая клетка
Жировая клетка

Гипертрофическое ожирение

Зависит от того, насколько каждая жировая клетка (адипоцит), наполнена жиром. Напомню, что она растягивается. Одна и та же клетка может быть очень большой или очень маленькой.

Общее число клеток при таком виде ожирения остаётся неизменным.

Гиперпластическое ожирение

Связано с увеличением количества жировых клеток. Так бывает при разных заболеваниях и часто при перекармливании ребенка в первые годы жизни.

А послевоенное поколение перекармливало часто, что понятно. Я никого не осуждаю, только разбираю последствия.

Как часто в нашей жизни встречалось насилие едой? От жесткого, когда в плачущего ребенка запихивается еда, до мягкого шантажа, что не получишь конфету, пока не съешь кашу.

Насильственное кормление - очень распространенная проблема даже сейчас
Насильственное кормление - очень распространенная проблема даже сейчас

Ещё количество жировых клеток может увеличиться в препубертатном и климактерическом периоде.

Опять же помним, что клетка "сдувается" и "надувается" не как шарик, пустым воздухом, а жиром. И помним, что жир не может взяться из пустоты, его нужно съесть.

То есть даже при большом числе клеток, они могут не мешать нашим планам постройнеть, поэтому верим в себя и действуем!

Пример терапии

На самом деле, не так тяжелы физиологические последствия подобного обращения, как психологические. Когда человека приучают есть, буквально впихивают в него то, что не хочется, что организм отторгает.

Тогда рушится доверие к себе. Что я хочу и что я не хочу - уже не имеет значения, потому что внешнее давление решает, а не я.

Я резко против любых методик, разрывающих контакт со своими ощущениями, т.к. ничего, кроме усугубления проблемы, они не несут.

Я стремлюсь разворачивать людей в противоположное направление - в доверие к себе, в чувствительность к своим желаниям. Так можно не только похудеть, но и изменить очень многие процессы в жизни.

Итак, о восстановлении чувствительности к себе

Повторю очень наглядный пример из работы Елены Теодоровны Соколовой, заслуженного профессора МГУ, доктора психологических наук, клинического психолога, признанного мастера своего дела, моей преподавательницы, внесшей огромный вклад в формирование моих взглядов. Еленой Теодоровной я восхищаюсь, преклоняюсь перед её профессионализмом.

Сегодня, условно скажем, "простой вариант". Ситуация, которую можно проработать за одну сессию.

В другой статье я подробно описывала длительную работу Елены Теодоровны с очень сложной ситуацией:

Описание случая С.

Далее цитирую Елену Теодоровну:

"Другой пример взят нами из протоколов сессии проводимого нами тренинга по гештальт-терапии.

В ходе одной из групповых сессий в процедуре направленного фантазирования под названием "Путешествие в мое детство" С. внезапно почувствовала тошноту и головокружение, на глазах выступили слезы, к горлу подступил комок сдерживаемых рыданий.

Ведущий попросил С. не рассказывать о том, что с ней происходит, а выразить свои чувства с помощью психодрамы."

Здесь я прерву цитирование и поясню, что психодрама - это такой способ проживания какого-то опыта, когда других людей просят быть участниками проживаемой ситуации, дают им разные роли.

Со стороны кажется, что люди дурачатся, вообще не понятно, что происходит, дальше я объясню подробнее.

Примеры картинок из интернета, как это может выглядеть, для иллюстрации (не относится к описываемой ситуации):

-7
-8

Продолжу цитирование:

"С. предложила одному их участников группы стать воспитательницей детского сада,

другому - яичницей,

третьему ложкой,

четвертый изображал саму С., неподвижно распластанную на полу.

По мере того, как С. могла наблюдать за тем, как "ложка" вновь и вновь заталкивает "яичницу" в беспомощную С.-дубль, в ней возникали и нарастали телесные (соматические) симптомы вплоть до рвотных порывов.

Только после телесно пережитого опыта С. сумела напрямую обратиться к протагонисту-воспитательнице и выразить всю полноту отвращения, которая маленькая С. чувствовала и к ней самой, и ко всем педагогическим принципам, при помощи которых та пыталась заставить её "проглотить", невзирая на протесты."

Смотрите, только через наблюдение за как бы "спектаклем", специально сыгранным другими людьми, С. смогла получить полный доступ к своим переживаниям, и они "вышли" из неё.

  • Можно всю жизнь жить с отвращением к воспитательнице, и оно будет разъедать изнутри и портить отношения с другими людьми, активируясь в разных ситуациях,
  • а можно обнаружить его и выпустить из себя, стать свободной от этого.

Конечно, жизнь не бывает безоблачной. Вопрос не в том, чтобы неприятный (и даже страшный) опыт отсутствовал, а в том, чтобы он не застревал в нас.

Наша психика может переработать очень многое.

Но именно переработать.

А когда что-то произошло и как бы осталась отодвинутым подальше (не хочу/не могу слышать, видеть, знать), то оно не исчезло, оно осталось и продолжает влиять на нашу жизнь, только не осознанно, без нашего участия и понимания происходящего.

Поэтому часто и жизнь не получается изменить, и результат в похудении удержать не получается, ведь причинно-следственные связи остаются нами не поняты, процесс идет как бы сам собой, не подчиняясь нам.

  • Перестали понимать - потеряли управление.
  • Понимаем как сделано - можем управлять.

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.