Найти тему

К 160-летию со дня рождения К.С. Станиславского (17 января 1863, Москва – 7 августа 1938, Москва).

Фото К.С. Станиславского с автографом. РГАЛИ. Ф. 870. Оп. 3. Д. 12. Л. 1.
Фото К.С. Станиславского с автографом. РГАЛИ. Ф. 870. Оп. 3. Д. 12. Л. 1.

В Российском Государственном архиве литературы и искусства хранится фонд № 870 известного театрального режиссера-новатора Константина Сергеевича Станиславского. Документы переданы в ЦГЛА Гослитмузеем в 1941 г. В дальнейшем комплекс был значительно расширен за счет материалов, полученных в 1975 году от дочери театрального режиссера К.К. Алексеевой-Фальк. На сегодняшний день фонд представлен статьями, фотографиями и личной перепиской – всего 73 ед. хр.

Константин Сергеевич Алексеев, взявший в январе 1885 года псевдоним Станиславский, родился в Москве в семье потомственного фабриканта и промышленника Сергея Владимировича Алексеева. Увлечение театром возникло у мальчика уже в раннем детстве. В воспоминаниях «Четыре времени года» он живо описывает первый опыт сценического выступления в домашней постановке: «После того вечера во мне живут, с одной стороны, впечатления приятности успеха и осмысленного пребывания и действия на сцене, а с другой стороны – неприятности провала, неловкости бездействия и бессмысленного сидения перед толпой зрителей» (Кречетова Р.П. Станиславский. Москва: Молодая гвардия, 2013. С. 309). Сформировавшееся у Станиславского представление о высоком значении достоверности происходящего на сцене впоследствии легло в основу его знаменитой системы актерской игры.

С 1878-1881 гг. он обучался в гимназии при известном Лазаревском институте восточных языков, по окончании которой стал помогать отцу в семейном деле. Но одновременно продолжал заниматься театром, принимал участие в любительских спектаклях. В 1888 году совместно с А.Ф. Федотовым и Ф.П. Комиссаржевским Станиславский организовал «Общество искусства и литературы», где начал активно проявлять себя как режиссер. Особенно горячее признание он получил за постановки спектаклей по произведениям Л.Н. Толстого − «Плоды просвещения» и Г. Гауптмана «Потонувший колокол».

Портрет К.С. Станиславского. РГАЛИ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
Портрет К.С. Станиславского. РГАЛИ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.

Важнейшей творческой заслугой Константина Сергеевича является основание, по его инициативе и совместно с режиссером и педагогом Вл. Немировичем-Данченко, в 1898 году Московского художественного театра. Этот театр, хотя стал и не первым государственным, но открыл новый этап в развитии отечественного, да и мирового театрального искусства. Именно в МХА была поставлена одна из его самых известных пьес − «Чайка». В 1935 году Константин Сергеевич создал при МХТ Оперно-драматическую студию, которая в 1948 году дала начало Московскому драматическому театру им .К.С. Станиславского.

В стремлении усовершенствовать театр Станиславский не боялся экспериментов: «Я <…> стал превращать спектакли в экспериментальные опыты. <…> В этот момент я понял, что чем больше актер хочет забавлять зрителя, тем больше зритель сидит барином, откинувшись назад, и ждет, чтобы его услаждали, не пытаясь даже принять участие в происходящем творчестве» (Кречетова Р.П. Станиславский. Москва: Молодая гвардия, 2013. С. 330-331). Его работа не прошла даром. Он использовал накопленный опыт для разработки собственной методики актерской игры, которая нашла воплощение в опубликованном в 1938 году первом томе его книги «Работа актера над собой». На сегодняшний день «система Станиславского» служит ориентиром для большинства российских и зарубежных деятелей кино и театра.

Миненко Е.В. Ведущий специалист РГАЛИ