Польская народная республика
В Польской народной республике на заводе Bumbar-Labedy в г. Гливице подготовка к производству Т-55 по советской лицензии началась в 1962 г.
В 1964 г. первые 10 танков Т-55 были переданы Министерству национальной обороны ПНР. В 1965 г. в частях находилось уже 128 Т-55.
С 1968 г. выпускался уже Т-55А и в 1970 г. в строю было 956 танков Т-55/55А. Производство Т-55А было завершено в 1981 г. после выпуска 1,5 тыс. машин.
В 1985 г. Польская народная армия имела 2653 танка Т-55, включая доведенные до его уровня Т-54 под обозначением Т-54АМ2 (Т-54У).
Значительная часть Т-55 была произведена в Польше на экспорт.
Польские конструкторы на базе Т-55А разработали два вариантах командирских машин разного уровня управления: Т-55АД1 и АД2.
Машины обеих модификаций получили дополнительную радиостанции вместо боеукладки на 5 выстрелов и электрогенераторы для питания средств связи на месте, с выключенным двигателем.
Вторая радиостанция располагалась в кормовой части башни. В АД1 это была коротковолновая Р-130, а в АД2 — УКВ Р-123. Работал со средствами связи радиотелеграфист, который размещался на месте заряжающего и при необходимости выполнял его функции.
Конструкторским отделом завода Bumbar-Labedy под руководством Т. Очвата была разработана и в 1972 г. поставлена в серийное производство модификация Т-55АС (Саперский) с траншейным тралом КМТ-4М и двумя пусковыми установками удлиненных зарядов разминирования PW-LWD. Каждый заряд обеспечивал создание прохода в МВЗ шириной 4 и длиной до 100 метров на расстоянии до 280 метров от точки пуска.
В 1980 г. Технический комитет Организации Варшавского договора принял решение о комплексной модернизации танков Т-55, состоящих на вооружении армий стран ОВД. В Польше головным по модернизации был определен Военный институт бронетанковой и автомобильной техники при участии завода по разработке гусеничных машин, которым руководил Л. Орловский.
В декабре 1981 г. начальником танковой и автомобильной службы ПНА был утвержден «Объем модернизации и график научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». Модернизация предусматривалась по образцу советского Т-55АМ, но с частичным использованием польских комплектующих.
В рамках работы, согласно решению технического комитета Организации Варшавского договора, в СССР по лицензии приобретались:
- блоки дополнительной брони башни;
- блок дополнительной брони лобовой части корпуса;
- бортовые резинотканевые экраны;
- противоминная защита нижней части корпуса и внутренняя распорка в отделении управления;
- теплоизоляционный кожух ствола пушки;
- часть комплекта защиты от напалма;
- двигатель В-55У;
- улучшенные торсионные валы;
- гусеницы с резино-металлическими шарнирами.
Техническая документация на лицензионные решения поступила с Омского завода.
Оборудование польского производства включало:
- систему управления огнем Merida и систему оповещения о лазерном облучении WPL-1 Bobrawa, разработанные в Институте квантовой электроники Военно-технической академии под руководством З. Пузевича;
- 81-мм дымовые гранаты WWGD-1 Erb, созданные под руководством М. Сычевского в Институте химии Военно-технической академии;
- 81-мм дымовые гранаты WPD-1 Tellur, сконструированные в Военном институте техники вооружения под руководством З. Ковальчика;
- фильтро-вентиляционную установку UFWCz-200, разработанную специалистами Военного института бронетанковой и автомобильной техники совместно со специалистами Военного института химии и радиометрии;
- усовершенствованные внешние топливные баки, разработанные в Военном институте бронетанковой и автомобильной техники группой Л. Орловского;
- оборудование для специальной обработки ZOD-2 и рентгенометр DPS-68M1, созданные в Военном институте химии и радиометрии;
- часть комплекта защиты от напалма и сиденья экипажа с улучшенной амортизацией, сконструированные в Военном институте бронетанковой и автомобильной техники;
- систему защиты радиооборудования от помех, сконструированную в Военном институте связи.
Система управления огнем Merida была создана в Институте квантовой электроники Военно-технической академии под руководством полковника доктора технических наук З. Пузевича.
СУО включала в себя лазерный прицел-дальномер наводчика CDDN-1, баллистический вычислитель, пассивный ночной прицел и Т-образный комбинированный датчик температуры воздуха и скорости ветра. Кроме того, в ТБВ передавались данные от датчиков собственной скорости, бортового угла и приращения бортового угла, угла подъема, продольного и поперечного наклона пушки, температуры порохового заряда.
Технический проект модернизации танка Т-55А до стандарта Т-55АМ был выполнен в декабре 1982 г. В конструкторскую группу вошли инженеры С. Кукла, Е. Повойский, О. Вольф, Ю. Мосибродский, В. Вильсон, Е. Баумерт, Р. Ковальчик, З. Рыбак и др.
Опытный образец танка построил танкоремонтный завод в г. Семяновице «Siemianowice Śląskie» в 1984 г. Испытания прототипа проходили в 1984-85 гг. Руководил испытаниями начальник танковой и автомобильной службы ПНА бригадный генерал С. Свитальский.
Устранение выявленных недостатков проводилось на двух предсерийных партиях по пять машин в каждой. В 1986 г. модернизированный танк принят на вооружение ПНА.
Модернизация ранее выпущенных машин проводилась ходе капитального ремонта. Работа проводилась в 1986-89 гг. на танкоремонтных заводах в Познани и Семяновице.
Помимо линейных машин строились командирские варианты Т-55АД1М и Т-55АД2М, а также «саперный» – Т-55АМС с комплектами PW-LWD.
Модернизацию прошли 569 танков Т-55А, их получили 16-я танковая, 4-я и 8-я механизированные дивизии Польской народной армии, позже, в 1995 г. – 4-я Сувалская танковая кавалерийская бригада. По состоянию на 1999 г. в польской армии находилось 560 модернизированных машин. В том же году пять танков были проданы Латвии. Другим странам Т-55АМ не поставлялись.
В 2001 г. Министерство обороны Польши вывело из боевого состава последние танки Т-55 всех модификаций.
На базе Т-55 в Польше строили машину технического обеспечения WZT-2 (Woz Zabezpieczenia Technicznego). Производство началось в 1973 г. и продолжалось до 1992 г. Всего построили более 600 машин, из которых 330 предназначались ВС Польши, остальные пошли на экспорт, в т.ч. в Югославию, Индию и Ирак. WZT-2 оставалась на вооружении польской армии до 2020-х гг.
Чехословацкая социалистическая республика
Адаптация советской лицензионной документации на танк Т-55 для чехословацких условий производства продолжалась с 1962 по 1963 г., и в 1964 г. завод ZTS (Zavod Trucanske Strojarne) в г. Мартин построил предсерийную партию из 10 изделий.
Производство базовой версии Т-55 началось в 1965 г. и продолжалось до 1967 г., всего для чехословацкой армии построили 687 машин. Экспортное производство составило 442 танка. В ходе производства на машину был введен люк заряжающего с турелью для 12,7-мм пулемета ДШКМ.
Предсерийная партия танков Т-55А была построена в 1965-66 гг. Серийное производство началось в 1968 г. и продолжалось до 1982 г. Чехословацкая армия получила 1416 танков Т-55А и 90 танков Т-55АК. На экспорт ушло 5690 машин.
На базе Т-55А для обучения механиков-водителей был создан вариант Т-55С2 «Фаворит». Башня с вооружением была демонтирована и вместо нее устанавливалась легкая кабина для инструктора, куда дублировались органы управления машиной. Масса машины уменьшилась до 22 тонн, а максимальная скорость возросла до 70 км/ч.
Кроме того, на базе Т-55 с 1969 по 1983 г. завод ZTS строил ремонтно-эвакуационные машины VT-55. Всего выпустили 1 820 машин, в т.ч. 434 для Чехословацкой народной армии и 900 – для других стран-участниц ОВД. Остальные VТ-55 пошли на экспорт в другие страны.
Параллельно завод ZTS в 1970-х построил для стран Варшавского договора чуть более пятисот бронированных ремонтно-эвакуационных машин JVBT.
Модернизация танков Т-55А была начата в соответствии с решением Технического комитета Организации Варшавского договора от 1980 г. и включала как элементы, закупаемые в СССР по лицензии, так и разрабатываемые в самой Чехословакии.
В рамках программы модернизации в 1981 г. чехословаки разработали вариант Т-55АМ1, на котором устанавливалась система управления огнем Kladivo (Молот). При этом, сохранялись прицельные приспособления советской разработки, но вводился метеодатчик на складывающейся мачте и четыре датчика предупреждения о облучении лазером SDIO, баллистический вычислитель и лазерный дальномер над маской пушки.
С 1985 г. началась работа по варианту Т-55АМ2, на котором вводились изменения, отработанные Омским заводом (усиление защиты, двигатель В-55У, изменения в ходовой части) и система управления огнем «Кладиво».
Кроме того, часть машин получила комплекс управляемого вооружения «Бастион» и обозначение Т-55АМ2-Б.
В 1987 г. Т-55АМ2 и Т-55АМ2-Б были приняты на вооружение. В ходе 8-й (1986-90 гг.) и 9-й (1991-95 гг.) пятилеток планировалось модернизировать в ходе капитального ремонта до уровня Т-55АМ2 620 танков Т-55 и 630 танков Т-54. Модернизацией занимался 25-й ремонтный завод в г. Новый Йичин (Nový Jičín).
Бархатная революция 1989 г. и роспуск Организации Варшавского договора в 1991 г. положили конец этим планам.
По официальным данным на 31 декабря 1997 г. на вооружении чешской армии находилось в общей сложности 394 танка Т-55АМ2. На 31 декабря 2002 г. танки Т-55 всех модификаций были выведены из боевого состава.
Танки Т-55АМ2 состояли на вооружении ЧНА, ВНА и ННА ГДР. В 1990-х гг. Чехия продала Т-55АМ2 в Грузию.
Социалистическая республика Румыния
С 1970 по 1977 г. социалистическая Румыния получила от СССР 850 танков Т-55А.
В 1974 г. румынские танки Т-55А получили лазерный дальномер Yangzhou TLRLA, установленный над маской пушки. Модернизацией занималось танкоремонтное предприятие в г. Мизил.
В 1980-х гг., как и остальные участники Организации Варшавского договора Румыния модернизировала часть полученных машин в вариант Т-55АМ с установкой дополнительной защиты и системы управления огнем «Волна» советского производства или Т-55АМ2 с чехословацкой СУО «Kladivo».
Позже была создана СУО «Ciclop» собственной румынской разработки. Танки с такой системой получили обозначение T-55AM2R.
Между тем, 13 октября 1972 г. Совет обороны страны одобрил «Предложения по производству танков в Румынии», обязав заинтересованные министерства и ведомства подготовить технико-экономическое обоснование и предложения по организации собственного производства.
В декабре 1978 г. для танкового производства в составе вагоностроительного завода «23 августа» в г. Бухаресте была организована Фабрика специального тяжелого машиностроения (Бухарестский механический завод).
С 1974 г. Институт 111 работал над собственным проектом основного танка на базе Т-55. В 1976 г. был создан вариант TR-77 (Tank Romanesc).
На румынском варианте длина корпуса была увеличена для установки немецкого двигателя DE-830CP мощностью 840 л.с., в связи с чем пришлось ввести шесть опорных катков меньшего диаметра, чем у Т-55. Новый двигатель потребовал увеличения высоты моторно-трансмиссионного отделения и изменения его крыши. Борта корпуса были закрыты стальными экранами. Изменилась конфигурация башни танка в которой установили 100-мм пушку собственной конструкции А308. Масса танка увеличилась до 42 тонн.
В результате срыва поставок двигателей из ФРГ, производство TR-77 не начиналось, и на его базе был создан вариант TR-580 с двигателем В-55.
TR-580 строил Механический завод в Бухаресте в 1979-85 гг., выпустив 405 машин. По состоянию на 1 января 2010 г. в румынской армии находилось в эксплуатации 42 танка TR-580.
В середине 1980-х был создан вариант TR-85 с 8-цилиндровым дизелем 8VS-A2T2 мощностью 830 л.с. и новой гидромеханической трансмиссией.Была введена усовершенствованная СУО «Ciclop».
Машину строили в Бухаресте с 1982 по 1991 г., выпустив 550 штук. На 2013 г. на вооружении румынской армии имелось 250 танков TR-85.
Для приближения к стандартам НАТО в 1996 г. был создан TR-85M1 Bizonul. Танк получил еще более мощный двигатель, СУО Ciclop-M1, новый стабилизатор вооружения, теплозащитный кожух пушки, 20 дымовых гранатометов, систему обнаружения и оповещения о лазерном облучении и навесную динамическую защиту на лобовой части башни. Боевая масса машины составила 52 т.
Танк строили на Бухарестском механическом заводе с 1997 по 2009 г. По состоянию на 1 января 2010 г. в румынской армии находилось в эксплуатации 93 танка TR-85M1.