Стоит обратить внимание на один грамматический казус, присутствующий в названиях наших деревень и в топонимике в целом. Само слово деревня женского рода (она, моя), а их названия в большинстве своём среднего рода. Например, деревня Марково или деревня Калитино. С точки зрения чистого русского языка слова вообще-то полагается сопрягать по родам и писать:
деревня чья? - Маркова
деревня чья? - Калитина
Это несоответствие никогда не давало покоя поборникам чистоты языка и канцелярским бюрократам. Первые попытки "писать правильно" были предприняты в 18 веке с появлением русской грамматики Ломоносова. При образовании Ярославской губернии были составлены обновлённые реестры населённых пунктов и подробные карты нового субъекта империи, на которых многие деревни были записаны по-новому, с учётом правил. Названия деревень, отвечающих на вопрос Чья? и Какая?, были указаны в женском роде с окончаниями -ва и -ская вместо привычных -во и -ское. Эта норма действовала до земских реформ конца 19 века и вышла из употребления после революции, уступив традиционному среднему роду.
Карты генерала Ме́нде
В прошлых моих заметках вы наверно обращали внимание на иллюстрации в виде фрагментов старинной карты.
Это один из главных источников для изучения дореволюционной истории центральной России. Так называемый "атлас Ме́нде". Автор атласа, а точнее куратор его составления, российский генерал-лейтенант, топограф Александр Иванович Ме́нде. Он жил в 19 веке, был человек военный, служил на Кавказе. Родом из обрусевших немцев, по-немецки его фамилия звучала как Мендт.
После отставки генерал Ме́нде служил в картографическом департаменте. Под его руководством в середине 19 века были составлены очень подробные топографические и межевые карты восьми губерний, в том числе и Ярославской. Оригиналы этих красочных карт хранятся в архиве РГАДА. Они стали доступны широкому кругу любителей истории совсем недавно, только с появлением интернета.
В советские времена с топографическими картами было сложно. В магазинах канцтоваров были в продаже карты политические и географические. В каждом доме на стене висела карта мира или карта СССР. Но вот подробных карт местности в продаже не было. Все карты с масштабом крупнее 1: 250 000 были засекречены. Военная тайна!
У моего дедушки на стене висела карта Ярославской области, на которой разными цветами были отмечены районы. На ней едва ли были отмечены райцентры, некоторые крупные сёла и деревни с почтовыми отделениями. Приходилось довольствоваться тем, что Семлово это где-то между Даниловом и Середой.
Первую подробную карту Даниловского района с деревнями мне впервые довелось увидеть в 1986 году в редакции газеты "Знамя труда" на школьной экскурсии в типографии. Я не мог оторваться от карты. На ней нашлись все знакомые деревни и сёла - Семлово, Ташаново и даже Сафроново с речкой Коньшей.
Наши современные карты, даже точные и технологичные Яндекс Карты, не идут ни в какое сравнение с великолепным атласом Менде. Отрисованный вручную в 1856 году он и по сей день впечатляет своей информативностью. Это основной навигатор для "чёрных копателей", что рыщут по покинутым урочищам с металлоискателями в поисках артефактов крестьянского быта.
На картах в масштабе 1:42000 изображены все деревни и села с указанием количества дворов, разными цветами обозначены деревянные и каменные постройки, водяные и ветряные мельницы, церкви, часовни, мосты, переправы, расположение и направление деревенских улиц и даже сады и огороды (жёлтым и серым цветами соответственно).
Тонкой штриховкой обозначены горы и рельеф местности.
Цветами обозначены пахотные земли, болота, луга-сенокосы четырёх видов: чистые, мокрые, с кустарником сухие и с кустарником мокрые; леса строевые, дровяные и заболоченные и т.д.
При этом чётко обозначены границы земельных угодий (межи генерального и специального межевания), каждое из которых пронумеровано. По номеру участка можно узнать по отдельному реестру название и принадлежность участка или пустоши. Отмечены все проселочные дороги с мостами и переправами, соединявшими деревни.
Этот колоссальный объем великолепной по качеству работы был выполнен вручную цветными карандашами и чернилами. Работы по топографическим съемкам местности и отрисовка чертежей проводились в течение трёх лет с 1855 по 1857 год. Часть атласа по Даниловскому уезду Ярославской губернии снимал и чертил в 1856 году инженер-поручик Устимович.
Женский или средний?
На картах Ме́нде также как и на первых картах губернии все названия деревень, отвечающих на вопрос Чья? и Какая?, указаны в женском роде. Но дело в том, что сами крестьяне никогда так не говорили. На деревне испокон веку было принято произносить такие названия с окончанием на -о. Особенно если ударение падало на последний слог:
деревня Калитино, Хламотино, Баловино
Это подтверждают и исторические документы и записи старожилов. И наши старики говорили так - в среднем роде. Это традиция. Этот нюанс является грамматическим исключением. Владение языком это не только доскональное знание и следование всем его правилам, но и знание всех его исключений.
Некоторые краеведы некорректно принимают данные карт Ме́нде и ревизских сказок 19 века за истину в первой инстанции. Кто-то даже пытается с пеной у рта доказывать, что именно так было принято было говорить до революции - типа, деревня Гридина. Это неверно.
Постепенное возвращение традиционного среднего рода названий деревень в качестве грамматической нормы началось с карт Ме́нде. Таким образом на них уже были записаны выборочные деревни. Например, Косково, Баловино, Маликово, Старово, Ездино и Федурино Даниловского уезда. Где-то в этих местах находились лесные угодья, принадлежавшие Устимовичам. Поручик записал названия этих деревень в той форме, которая соответствовала его личному опыту.
Впоследствии, в результате земских реформ, общее правило среднего рода деревенских ойконимов было утверждено нормативно и окончательно было внедрено в официальный оборот уже после революции. Хотя, опять же не без исключений. В некоторых уголках Ярославской области и сейчас можно встретить рудименты этого правила, целые кусты деревень с названиями в женском роде.
Село
Почему же так сложилось, что названия деревень мы употребляем в среднем роде? Откуда взялась такая традиция? Вероятно все дело в том, что говоря "деревня" подсознательно мы по-прежнему подразумеваем "село, селение". Слово село является самым древним и исходным понятием для обозначения места проживания в славянских языках. В его основе корень сел- (седл-) от садиться, оседать, что означает оседлый способ жизни в противоположность кочевому.
Все остальные типовые обозначения поселений появились позже. Даже слово город (град) более позднего происхождения. Первоначально оно означало военное укрепление (ограждение), а не место проживания. Термин деревня является ещё более поздним. Он упоминается в самых ранних славянских письменных источниках, но первоначально имел другое значение - «пашня на новом месте, разработанная целина». Подробно с этим мы разбирались здесь:
В качестве дополнительного типового обозначения населённых пунктов термин деревня закрепился уже в эпоху ордынского владычества. Это связано с перемещением центра русской государственности на север, в леса Владимиро-Суздальской земли. На Украине, на Кубани и Молдавии и по сей день нет такого типа населённого пункта как деревня. Там есть только сёла, станицы и хутора.
Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!