Эпоха Тан. Эпоха Сун. Эпоха Юань. Эпоха Мин. Эпоха Цин. Возрождение чайной культуры в современном Китае.
Малые чайные сидения. Акт 2.
Эпоха Тан (VII–IX вв). Золотой век чайной культуры
- Формирование чайной церемонии в светском обществе и монастырях Китая.
- Появление чайных садов.
- Утончённое искусство приготовления императорского чая (варка чая при помощи 26 предметов).
Технология изготовления прессованного чая 龍風 («Лун–Фэн»): сбор свежего листа; замачивание в воде; перекладывание деревянным ковшом образовавшейся смеси в глиняный чан; выпаривание на малом огне; промывание холодной водой; отжим воды деревянной станком-прессом; придание формы чайной массе в формовках прессованием; просушка в печи.
Техника приготовления чая в эпоху Тан: раздробление кусочка чая от чайного диска; размалывание его при помощи специального жернова; засыпание в горячую/в тёплую воду; томление на огне; варка; подача. Читать подробности от реконструкторов церемонии Лю Юя>>
茶道 («Ча Дао», подлинное искусство чая); 茶宴 («Ча Янь», чайные пиршества); 茶会 («Ча Хуэй», чайные встречи).
Эпоха Сун (X–XIII вв). Чай как забава
Утончённая церемония варки чайного напитка постепенно заменяется иным способом приготовления. Вместо 26 церемониальных предметов остаются четыре: чашка (тяван), кувшин, черпак и веничек. Чай отныне не варится, а взбивается (но не как маття, а по-другому: ведь чай размалывался не в порошок, как это делают сегодня японцы, а до размера рисового зерна).
Эпоха Юань (XIII в.). Монгольское завоевание
Благодаря монгольской экспансии в процесс приготовления чая приходят новые ингредиенты, например, молоко и фрукты. Благородное искусство становится доступным простому народу. Культура чая выходит за пределы Китая (Япония, Монголия, Тибет).
Чай ушёл в народ.
Эпоха Мин (XIV— перв.пол. XVII в.). Революция чайного ритуала
Выходец из народа, Чжу Юаньчжан, в 1368 г. основал новую китайскую династию и ввёл важные нововведения, касающиеся правил обращения с чаем:
- В 1391 г. чай перестаёт быть прессованным и становится рассыпным (из-за экономической необходимости отдавать дань монголам тюки с чаем теперь вмещают в себя тот же объём, но абсолютно другой вес продукта).
- Изменяется технология изготовления чая: теперь его завяливают; убивают зелень (прожаривают), скручивают и сушат.
- Расширяется линейка чаёв: помимо зелёных появляются технологии приготовления красных (1610–1630 гг.), улунов (1640 г.), жёлтых и белых чаёв (нач. XVII вв.).
- Происходит переворот в приготовлении чая: отныне его не варят, а заваривают. Стадии процесса: засыпка чайного листа в чайник; заливание (ошпаривание) кипятком; настаивание по собственному усмотрению; разливание по чашкам из чайного сосуда. Появляются современные чайники и чашки маленького размера.
Классические формы исинских чайников имеют название "Шу Ин Ху" – "Чайник в форме капа" (树瘿壶) Подробнее>>
Эпоха Цин (XVII в.–1911). Китай — чайная цивилизация
В эту эпоху Китай является признанным лидером мировой чайной культуры. Он активно торгует с другими странами и является единственным экспортёром качественного чая.
Чай в эту эпоху становится популярным и общедоступным. Развиваются технологии как его изготовления (например, выводятся новые сорта чайных кустов), так и приготовления (появление чайников из фарфора) и потребления (формирование культуры чайных домиков).
Расцвет цивилизации прекращается вместе с приходом англичан и опиумными войнами.
Современная чайная культура Китая
ХХ век, вместе с его народными восстаниями, японцами-завоевателями, Второй Мировой и коммунистами у власти привнёс в чайную цивилизацию значительный спад.
Многие аристократические семьи Китая были вынуждены бежать в Тайвань. Кстати, тот на сегодня для многих адептов чайной культуры является своеобразной меккой — за превосходное качество, за сохранённые традиции, за внутреннее достоинство продукта.
Начиная с 80-х гг. ХХ в. экономика Китая набирает бешеные обороты — эти изменения, разумеется, касаются и чая. Нигде в мире вы не найдёте такого его разнообразия, как здесь!
Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.