Найти тему

В чем проблема «падающего» Блока в Петербурге?

В январе этого года в Санкт-Петербурге поставили первый большой памятник самому петербургскому поэту России – Александру Блоку. Композиция скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина сразу вызвала бурю критики в свой адрес. Памятник Блоку – это бронзовая фигура высотой 3,5 метра на гранитном постаменте, которая отдаленно напоминает человека. Тело укутано в большую шинель, из-за которой голова кажется непропорционально маленькой. Но главная проблема памятника – его наклон на 45 градусов, так что в Сети только ленивый не сравнил его с Пизанской башней.

Судя по гневным, ироничным и возмущенным комментариям, петербуржцы недовольны творением Ротанова. Замысел скульптора остался за кадром, хотя официальные объяснения с его стороны все-таки прозвучали. Евгений Ротанов заявил, что этот памятник – его личное представление о поэте, которое перекликается со строками поэмы «Двенадцать»: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». По словам скульптора, Блок представлялся ему сосредоточенным, углубленным в себя поэтом, который ничего не замечает вокруг себя, чем и обусловлена его падающая походка. Но жители просвещенной столицы не поняли юмора и продолжают негодовать. И их можно понять: бесформенная фигура, которая, кажется, вот-вот упадет на любопытного зрителя или случайного прохожего, меньше всего отвечает среднестатистическому представлению россиян о Блоке.

Да, при жизни поэт не пользовался безусловным признанием публики. После публикации поэмы «Двенадцать» многие коллеги и друзья отвернулись от него. И для многих современных читателей он остается летучим голландцем на просторах России. Но все же талант поэта никто не оспаривает; его стихотворения включены в школьную программу; следовательно, Александр Александрович имеет право если не на любовь россиян, то хотя бы на их уважение.

Падающую же композицию, установленную на улице Декабристов, где Блок провел последние годы жизни, трудно назвать данью уважения к поэту. Люди пишут, что этот монумент дискредитирует образ русской классической литературы вообще и личность Блока – в частности. Остается лишь надеяться, что появление подобного памятника всколыхнет интерес россиян к творчеству Блока. Возможно, теперь многие читатели снисходительно отнесутся к туманным, символическим пассажам поэта, которые казались им непонятными в школьном возрасте.