Найти в Дзене

принцеса Турандот московского метро

Антонина Пирожкова, девушка, которая строила наше первое метро.

Если честно, про нее я узнала чисто случайно. Даже и предположить не могла, что в самом начале строительства Московского метро, стоит женщина. Ну, а дальше я начала читать про нее. Для меня , она стала открытием.

фото из сети
фото из сети

Родилась в 1909 году в селе Красный Яр Томской губернии.

В четырнадцать Тоня осиротела — умер отец. Чтобы выживать, она стала после учёбы давать уроки по математике в частном порядке. Математика ей очень хорошо давалась. Через пару лет решила испытать удачу — поехала в Томск, поступать в технический институт. И поступила. В тридцатом закончила его с отличием. «У вас к инженерному делу талант», повторяли профессора. Это было чистой правдой.

После института попала на Кузнецкстрой. Тот самый талант так впечатлил начальство, что оно договорилось с вокзалом — Пирожковой билеты на поезда не продавать. Переманят! Убежит!

Еще учась на пятом курсе устраивается подрабатывать младшим инженером в Тельбессбюро, которое занималось проектированием металлургического завода в Кузнецке. Работает под руководством знаменитого архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова, участвует в создании проекта здания заводоуправления ККМ, разрабатывая для его строительства чертежи перекрытий. Она сталкивается с особым и пристальным вниманием к себе. Еще бы – ведь она единственная женщина-инженер в Тельбессбюро. По окончании в 1930 году института, её ждала работа в НИИ города Новосибирска. Там же ей предстояло получить диплом о высшем образовании, так как к этому моменту часть Томского технологического института была переведена в Новосибирск. Тельбессбюро в Томске закрылось, переехав непосредственно на Кузнецкстрой. И Антонина решила съездить туда, чтобы повидать друзей-коллег и брата, который там работал.

И вот здесь с ней случилась очень необычная история.

Слух о приезде молодого и перспективного инженера на стройку быстро распространился по заводоуправлению, дошел до руководства, и Григорий Казарновский (один из руководителей Кузнецкстроя) стал уговаривать ее остаться здесь, заняться вместо теории «живой работой», результат которой увидит она сама. Антонина категорически отказалась. Она общалась с друзьями, отдыхала, ходила на спектакли знаменитого Вахтанговского театра, который как раз в эти дни давал спектакли на Кузнецкстрое, в том числе знаменитую «Принцессу Турандот».

А через неделю, когда собралась домой в Томск, узнала на станции, что начальник Кузнецкстроя Сергей Франкфурт категорически распорядился не продавать ей билеты.А билеты были именные и по паспорту. Такой порядок завели с целью избежать бегства со стройки мобилизованных специалистов, которых не устраивали здешние условия труда и жизни.

Спорить было бесполезно, и знакомые журналисты посоветовали выдвинуть руководству завышенные требования: высокий оклад и отдельную комнату – невиданная роскошь для молодого специалиста на Кузнецкстрое, где даже инженеры жили по 2-3 человека в комнате, не говоря уже о простых рабочих. Предполагалось, что Франкфурт возмутится такой «наглостью» и отправит зарвавшегося спеца домой. Однако он неожиданно согласился, даже спорить не стал. Антонина получила ставку старшего инженера, отдельную комнату в только что построенном доме и осталась на Кузнецкстрое. Деваться было некуда, пришлось стать «пленницей Кузнецкстроя».

А через пару дней в местной стенгазете появилась заметка под названием «Принцесса Турандот из конструкторского отдела», автор которой возмущался, что какая-то девчонка двадцати одного года, только что получившая диплом, позволяет себе выдвигать такие непомерные требования. Из-за этой заметки за Антониной надолго закрепилось прозвище Турандот, а сама она стала местной знаменитостью, прославившись тем, что ее насильно оставили на Кузнецкстрое.

Однако подлинная известность ждала ее в Москве. Там началась совсем другая жизнь .

22 года (1934-1956) Антонина Пирожкова отдала «Метрострою», в котором прошла путь от инженера до главного конструктора. В 1935 году, когда метростроевцев награждали в связи с пуском первой очереди метрополитена, Антонину Пирожкову, единственную из инженеров конструкторского отдела наградили медалью «За трудовое отличие».

Она участвовала в проектировании не только московского метрополитена, но и метро других городов страны. Пирожкова была одной из первых, кто проектировал Московский метрополитен. Маяковская, Павелецкая, Арбатская, Киевская, Площадь Революции — эти станции конструировала Пирожкова со своей командой. В Маяковской она добилась изменения уже возведённой конструкции здания так, чтобы появились округлые своды. Эти своды потом украсил мозаикой легендарный художник начала советской эпохи — Дейнека.

фото из сети
фото из сети
личное фото
личное фото
личное фото
личное фото
личное фото
личное фото

Коллеги считали её одним из самых талантливых инженеров-проектировщиков. После войны привлекалась к проектированию железнодорожных и автомобильных тоннелей, дворцов для курортных зон Кавказа.

В 1956 году на несколько лет ушла преподавать в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Личная жизнь – это еще одна история, именно в связи с ней сегодня многие знают и помнят Антонину Пирожкову. В 1932 году она знакомится и сходится с известным советским писателем Исааком Бабелем. Семь лет счастливой супружеской жизни перечеркнул арест мужа 15 мая 1939 года. В 1996-м году, в возрасте 86 лет Антонина Пирожкова эмигрирует в США, чтобы быть поближе к дочери и внуку. Там она проживает остаток жизни, пишет воспоминания о Бабеле и о своей яркой жизни и скончается 12 сентября 2010 года.

Такой была удивительная судьба «принцессы Турандот с Кузнецкстроя», пережившей все взлеты и падения века двадцатого.

вот такая история

Спасибо, что дочитали до конца.

#историяметро #метрополитен #метромосквы