Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Лис и Маленький Принц под прицелом Психолога

В одной из прошлых публикаций я предложила поиграть в разбор психологического сценария стихотворения Маршака.

Сегодня я продолжу это увлекательное занятие.

Давайте попробуем небольшой отрывок из "Маленького принца" переложить на психолого-научный язык, выделим здесь психические процессы, психические конструкты и психические состояния. А также дадим психологическую оценку запросу Лиса.

- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища...Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:- Пожалуйста... приручи меня!

Что же значат отдельные фразы, высказывания и словосочетания на научном языке психологии?

«Скучная жизнь», «живётся скучновато» – такие словосочетания в данном контексте определяют психическое состояние скуки, скучания, что даёт качественную оценку жизни в восприятии Лиса.

Восприятие - психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Повторение такой оценки в соседних предложениях с изменением изменении прилагательного «скучная» на наречие «скучновато» (а не на «скучно») несёт некоторую эмоциональную окраску, а именно здесь читается надежда Лиса на то, что это не абсолютная характеристика жизни, а временная, которую можно изменить.

Охочусь – охотятся – употребление в одном предложении дважды одного и того же глагола, обозначающего активную деятельность разных групп окружения лиса (людей и кур), характеризует такой психический процесс лиса, как восприятие явлений, в данном случае собственную жизни и повседневность. Можно сделать вывод, что данные явления воспринимаются Лисом как однообразные, цикличные, рутинные.

Люди одинаковы, куры одинаковы – здесь Лис передаёт своё психическое восприятие психических свойств групп своего окружения, которое также определяет его психическое состояние – скучание.

На лицо психоэмоциональная зависимость Лиса от внешних факторов, которые определяют качество его жизни. Что подтверждается далее.

«Если ты меня приручишь…» - Лис предлагаем совершить Принцу значимое действие, приручение – что суть активная деятельность, состоящая из повторяющихся регулярных действий, несущих положительную эмоциональную окраску и направленных на помощь в удовлетворении насущных потребностей и комфортной жизнедеятельности.

Различать шаги - ощущение как психофизический процесс непосредственного чувственного познания отдельных свойств, явлений и предметов объективного мира. В данном случае по критерию строения рецептора данное ощущение можно классифицировать как слуховое.

«Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь» - при бихевеористическом подходе данное предложение можно определить, как конструкция «Стимул – реакция». Где «убегаю и прячусь» выступает поведенческой реакцией, обусловленной эмоциями страха и тревожности.

Эмоция при таком подходе это - внешне наблюдаемая совокупность разнообразных поведенческих реакций.

«Твоя походка позовёт», «Золотая пшеница станет напоминать мне тебя» – Здесь речь идёт о таких важных психических процессах, как память, представление и воображение.

А также здесь можно выделить следующие процессы памяти – запоминание, сохранение и актуализация.

Запоминание - это процесс ввода информации в память.

В данном случае подразумевается непроизвольное запоминание, провоцируемое раздражителями, имеющими особую эмоциональную окраску.

Сохранение - это динамический процесс, преобразования материала, введенного в память. В данном случае посредством ассоциаций, где образа заботы Принца ассоциируется с образом Золотой пшеницы, Лис намерен сохранить запомненной в памяти образы с целью последующей актуализации данной информации из памяти посредствам процесса воспроизведения.

Также запечатление образа золотой пшеницы и ассоциирование данного образа со значимой фигурой Принца можно охарактеризовать, как психический процесс «представление», в данном случае через наглядно-чувственные образы, связанные ассоциациями.

«Приручи меня» - Данная просьба Лиса говорит о наличии психологического конструкта – мотивационного состояния – желания, как осознанной потребности в заботе, опеке, принятии и близком общении.

Данный отрывок показывает очеловечивание Лиса автором. Лис наделяется высшими психическими функциями, которые присуще только человеку – речь, мышление, внимание. Также Лис наделён сложной душевной организацией и ранимой психикой, обладает психоэмоциональной незрелостью, имеет склонность к слияниям, созависимым отношениям, ищет принятия и ответственности значимого взрослого за его благополучие.

Вообще в данном произведении очень много психологических линий и посылов. Какие бы вы отметили? Напишите в комментариях, давайте обсудим)

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru