В одной из прошлых публикаций я предложила поиграть в разбор психологического сценария стихотворения Маршака.
Сегодня я продолжу это увлекательное занятие.
Давайте попробуем небольшой отрывок из "Маленького принца" переложить на психолого-научный язык, выделим здесь психические процессы, психические конструкты и психические состояния. А также дадим психологическую оценку запросу Лиса.
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища...Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:- Пожалуйста... приручи меня!
Что же значат отдельные фразы, высказывания и словосочетания на научном языке психологии?
«Скучная жизнь», «живётся скучновато» – такие словосочетания в данном контексте определяют психическое состояние скуки, скучания, что даёт качественную оценку жизни в восприятии Лиса.
Восприятие - психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Повторение такой оценки в соседних предложениях с изменением изменении прилагательного «скучная» на наречие «скучновато» (а не на «скучно») несёт некоторую эмоциональную окраску, а именно здесь читается надежда Лиса на то, что это не абсолютная характеристика жизни, а временная, которую можно изменить.
Охочусь – охотятся – употребление в одном предложении дважды одного и того же глагола, обозначающего активную деятельность разных групп окружения лиса (людей и кур), характеризует такой психический процесс лиса, как восприятие явлений, в данном случае собственную жизни и повседневность. Можно сделать вывод, что данные явления воспринимаются Лисом как однообразные, цикличные, рутинные.
Люди одинаковы, куры одинаковы – здесь Лис передаёт своё психическое восприятие психических свойств групп своего окружения, которое также определяет его психическое состояние – скучание.
На лицо психоэмоциональная зависимость Лиса от внешних факторов, которые определяют качество его жизни. Что подтверждается далее.
«Если ты меня приручишь…» - Лис предлагаем совершить Принцу значимое действие, приручение – что суть активная деятельность, состоящая из повторяющихся регулярных действий, несущих положительную эмоциональную окраску и направленных на помощь в удовлетворении насущных потребностей и комфортной жизнедеятельности.
Различать шаги - ощущение как психофизический процесс непосредственного чувственного познания отдельных свойств, явлений и предметов объективного мира. В данном случае по критерию строения рецептора данное ощущение можно классифицировать как слуховое.
«Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь» - при бихевеористическом подходе данное предложение можно определить, как конструкция «Стимул – реакция». Где «убегаю и прячусь» выступает поведенческой реакцией, обусловленной эмоциями страха и тревожности.
Эмоция при таком подходе это - внешне наблюдаемая совокупность разнообразных поведенческих реакций.
«Твоя походка позовёт», «Золотая пшеница станет напоминать мне тебя» – Здесь речь идёт о таких важных психических процессах, как память, представление и воображение.
А также здесь можно выделить следующие процессы памяти – запоминание, сохранение и актуализация.
Запоминание - это процесс ввода информации в память.
В данном случае подразумевается непроизвольное запоминание, провоцируемое раздражителями, имеющими особую эмоциональную окраску.
Сохранение - это динамический процесс, преобразования материала, введенного в память. В данном случае посредством ассоциаций, где образа заботы Принца ассоциируется с образом Золотой пшеницы, Лис намерен сохранить запомненной в памяти образы с целью последующей актуализации данной информации из памяти посредствам процесса воспроизведения.
Также запечатление образа золотой пшеницы и ассоциирование данного образа со значимой фигурой Принца можно охарактеризовать, как психический процесс «представление», в данном случае через наглядно-чувственные образы, связанные ассоциациями.
«Приручи меня» - Данная просьба Лиса говорит о наличии психологического конструкта – мотивационного состояния – желания, как осознанной потребности в заботе, опеке, принятии и близком общении.
Данный отрывок показывает очеловечивание Лиса автором. Лис наделяется высшими психическими функциями, которые присуще только человеку – речь, мышление, внимание. Также Лис наделён сложной душевной организацией и ранимой психикой, обладает психоэмоциональной незрелостью, имеет склонность к слияниям, созависимым отношениям, ищет принятия и ответственности значимого взрослого за его благополучие.
Вообще в данном произведении очень много психологических линий и посылов. Какие бы вы отметили? Напишите в комментариях, давайте обсудим)
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru