Ребёнок рано или поздно попадает в коллектив. Ему обязательно нужно общение, в социуме дети развиваются. Но каждый ли ребёнок комфортно чувствует себя в коллективе? С радостью ли бежит в школу? Я сейчас не про учёбу. Я про общение с друзьями, одноклассниками,про общение на перемене, про групповые занятия.
А*** 4 класс
-Ольга Владимировна, я не хочу завтра в школу идти.
-Почему?
-Завтра будет праздник, уроков не будет. А что мне делать на этом празднике?
-Весело провести время с друзьями, одноклассниками.
-У меня нет друзей...
Или
С*** 8 класс
-Давай начнём заниматься, сегодня сочинение напишем...
-Мне грустно, нет настроение писать сочинение.
-Нужно было отменить занятие, зачем я приехала?
-Я хочу с Вами просто поговорить....
Или
Е*** 5 класс
Идёт урок. Приходит смс"Можно Вам позвонить?"
Ответ :Я закончу урок, перезвоню.
-Что-то Е*** случилось?
-У меня мама в командировку уехала, я одна, мне не с кем пообщаться.
-Подругам в школе не хочешь позвонить?
-Мама говорит, что не бывает школьных друзей... Школа проходит.
-У друга нет какой - то категории, друг просто друг в данный момент жизни. Школа проходит, институт проходит, жизнь проходит...
Пока ехала, проговорили 1,5 часа.
Какие разные ситуации... Но объединяет их одно - одиночество ребенка...
Большую часть времени ребёнок проводит в школе,среди детей. И хочется, чтобы атмосфера, в которой учится ребёнок была тёплой, семейной.
Я всегда произношу одни и те-же слова, встречая новых детей:
-Мы одна большая школьная семья. Я здесь за маму, за папу, за бабушку, за дедушку, за брата, за сестру. И жить по правилу "Один за всех, а все за одного".
Дети приходят в школу очень разные. У кого-то особенности во внешнем виде и поведении, у кого-то взгляды на жизнь не такие как у всех, разные приоритеты, разное воспитание и ценности. И всех разношорстных ребят нужно сделать единым целым. Я не говорю о том, что нужно создать роту солдат и заниматься шаблонной муштрой. Я о том, чтобы каждый ребёнок нашёл свою нишу в коллективе и звучал по своему.
Но самостоятельно он этого не сделает, не по тому, что не хочет, а потому, что не знает КАК. Зачастую наблюдаешь ситуации в школе, когда ребёнок сидит в сторонке, а ему говорят :"Иди поиграй с ребятами". Но есть стеснительные ребята, нуждающиеся в проводнике, который поможет им войти в круг коллектива. Или не задумываясь, мы ругаем ребёнка при всех детях, требуя объяснения причины, тем самым обрекая ребёнка на насмешки детей.
Ребёнок опоздал на урок. Не смог открыть щеколду в туалете. Перелез через верх двери в кабинке. Преподаватель настаивала при всем классе ответить, где он был. Мальчик долго стеснялся сказать, что в туалете (воспитание у всех детей разное).
-В туалете - очень тихо произнёс мальчишка.
-Обосрался - крикнул кто-то.
И дружный хохот пролетел над классом.
Больше года пришлось работать, чтобы воспитать уверенность в ребенке и проживать всевозможные ситуации, подтягивать знания по дисциплинам и показывать их не стесняясь.
Уверенно могу сказать, что детский мир жесток и безжалостен.
И фразы, сказанные педагогами и родителями, выстраивают лестницу, приводящую ребёнка к одинокому существованию в детском коллективе :
-Ты опять не справился с заданием! 🧑🏫
-Иди посиди на скамеечке, у тебя не получается! 🧑🏫
-Школьных друзей не бывает, вот пойдешь в институт... Вот пойдешь работать 👪
-Да, ладно у тебя таких друзей знаешь ещё сколько будет? 👪
Так кто-же виноват в одиночестве ребёнка в школе?
Вопрос оставляю без ответа, у каждого он свой...
И кто должен помочь?
Ответ однозначный - учитель, классный руководитель. Именно он находится с ребятами большую часть времени. Учитель должен всегда проявлять чуткость, чувствовать колебания в классе, помогать решать спорные ситуации. И чем раньше учитель заметит одиночество ребенка, тем больше шансов, что удастся обойти нежелательные последствия. Иногда приходится нам учителям доносить до родителей о психологическом состоянии ребёнка, так как родители не догадываются, и ребёнок умалчивает о своих проблемах.
"Учительство - это не просто работа, а великое служение детству" (К. С. Станиславский)
Моё профессиональное кредо в воспитании ребёнка зиждиться на схеме :
родители +РЕБЕНОК +учитель. Эти три звена составляют полноценный процесс воспитания и обучения.
И завершая статью, хочется обратиться к взрослым :
Давайте будем открыты для своих детей, чтобы они чувствовали поддержку, как дома, так и в школе.
Спасибо за прочтение!
Буду благодарна за комментарии ✍️и лайки 👍