Найти тему
Бельские просторы

Колонии Ленина: Туркестан

Не ходи, душа-девица,

За Арона Кузьмича.

Неизвестно, кто родится

От такого басмача.

Одна из легенд о раннем большевизме и СССР гласит, что этот период отличался жестким интернационализмом и последовательной борьбой «с тяжелым наследием царского колониализма». Это совершенно не соответствует действительности. Одним из самых ярких примеров, подтверждающих тот факт, что большевистская Россия даже в своем раннем, «досталинском» варианте была ничем иным, как продолжением колониального имперского проекта, служат события в Туркестане.

Британский историк, троцкист Алан Вудс пишет в своей статье об андижанских событиях: «Революция 1917 года показала, как Средняя Азия может достигнуть свободы и прогресса. Рабочие и крестьяне Средней Азии, вслед за русскими рабочими, восстали против тирании ханов, шахов и мулл и установили Советскую власть. Это стало стартовой точкой стремительного развития производительных сил, культуры и цивилизации в Средней Азии».

К сожалению, в 1917–1921 годах, то есть в революционный период, положение в Средней Азии было, мягко говоря, иным. Местные Советы – главным образом творение русских рабочих и служащих. Коммунист Г. Сафаров отмечал в 1920 году, что «с первых же дней революции Советская власть утвердилась в Туркестане как власть тонкого слоя русских рабочих по линии железной дороги. Еще и до сих пор здесь широко распространен тот взгляд, что единственным носителем пролетарской диктатуры в Туркестане может быть только русский*» (*Эдвард Карр. История Советской России. Большевистская революция.

Попытки представителей мусульманского населения создать автономию были жестко пресечены. В феврале 1918 года русскоязычная большевистская власть, опираясь на поддержку боевых отрядов армянской партии Дашнакцутюн, захватила Коканд. В ходе ожесточенных боев, длившихся около недели, город был разрушен, до десяти тысяч человек погибло. Кокандское правительство просуществовало всего семьдесят два дня. В конце февраля 1918 года сперва в Ферганской долине, а позже во всем Туркестане началось повстанческое движение басмачей (истиклолчилик харакати) за освобождение края* (*Туркестанская автономия (Туркистон Мухторияти). Создание и разгром. Сборник статей.

О басмачах в России знают и судят по старым картинам киностудии «Узбекфильм»; возможно, считая аналогом современных исламистов. На самом деле на повстанцев Туркестана оказывали идейное влияние различные силы: например, социалистическая партия ЭРК (ее лидером был тюркский общественный деятель Ахмет-Заки Валиди (Валидов) Тоган) и, прежде всего, демократы-джадиды. Сотрудничали с басмачами и русские эсеры. Причем, по мнению современного узбекского историка Шухрата Барласа, финансировали значительную часть повстанцев богатые туркестанские евреи, которые служили повсеместно «кошельками» басмачества.

-2

Одно из первых постановлений новой большевистской власти запрещало мусульманам занимать государственные должности (правда, спустя полгода данное положение отменили). В полном соответствии с политикой империи, основанной на принципе «разделяй и властвуй», большевики в те годы опирались в Туркестане в первую очередь на этнические меньшинства, лояльные к метрополии, а именно – на русских и армян. И те, и другие – христиане, неуютно чувствовавшие себя в окружении мусульманского большинства, всегда зависели от расположения любого центрального правительства, какую бы идеологию оно не исповедовало. Даже некоторые русские кулаки и священники поддержали большевистскую власть. Выступая на X партийном съезде в Москве в марте 1921 года, Сафаров рассказал, что летом 1920 года он прочитал следующее объявление в одном из небольших городков Туркестана: «По случаю того, что сегодня богослужение исполняется коммунистическим батюшкой, все члены коммунистической партии приглашаются на это богослужение». А член Наркомата по делам национальностей Бройдо отмечал, что существуют «коммунист-мусульманин, в установленное время занимающийся молитвой», и русский «архимандрит-председатель уездкома или редактор партийного и советского органа»* (*Эдвард Карр. История Советской России. Большевистская революция).

Но, несмотря на наличие мусульман-коммунистов, мусульманское преимущественно тюркоязычное население (сельское, ремесленное и торговое) в целом осталось в стороне от государственной власти. «Великорусский воинственный шовинизм и обороняющийся национализм порабощённых масс колонии, проникнутый недоверием к русским вообще, – основная характерная черта туркестанской действительности», – признавал Бройдо в 1920 году* (*Там же.). Справедливости ради: центральная власть в Кремле пыталась, до некоторой степени, изменить положение дел. Так, 12 июля 1919 года в радиограмме, направленной Центральным Комитетом партии Туркестанскому правительству, обращалось внимание на то, что необходимо осуществлять «широкое пропорциональное привлечение туркестанского туземного населения к государственной деятельности» и «прекратить реквизицию мусульманского имущества без согласия краевых мусульманских организаций». Однако, по свидетельству британского офицера, в то время находившегося в Ташкенте, первое требование вызвало крайнее недовольство местных руководителей; они считали, что заполнение 95 % административных должностей представителями коренных национальностей Туркестана привело бы к «краху большевистского правительства»* (*Там же).

Историк Татьяна Котюкова отмечает, что в это время, правительство большевиков использовало для нужд фронта те небольшие запасы продовольствия, которые имелись в республике. «Тяжелым бременем на плечи сельских жителей легла необходимость содержать Красную армию. Только в Туркестане насчитывалось до 100 тыс. красноармейцев. Нередко в ходе военных действий между красноармейцами и басмаческим движением посевы уничтожались на корню. По данным обследования чрезвычайной комиссии ТуркЦИКа, только в сентябре-октябре 1921 г. оказались разоренными 80029 хозяйств, количество голодающих составило 227059 чел., погибло от голода 64336, а 159959 чел. находились под угрозой голода»* (*Т.В. Котюкова. Гражданская война в разрезе региональной истории: голод в Туркестане 1918–1920-х гг. (ЦГА РУз. Ф. 17. Оп. 1. Д. 1197а. Л. 19–21).

Тюркский социалист Ахмет-Заки Валиди (Валидов) Тоган, сотрудничавший с басмаческим движением, рассказывает, как Красная Армия использовала русских против населения Туркестана: «12 сентября (1920 г. – Прим.) большевики начали крупное наступление по всем направлениям. Это было очень трудное время. Большевики брали в Красную Армию голодающих русских из Центральной России, чтобы те отбирали у туркестанцев хлеб. Поэтому русских солдат-добровольцев было много. Сражались они храбро, поскольку знали, что в противном случае им грозит изгнание из армии и смерть от голода... В деревне Суфьян (Sufiyan), около Душанбе, русские нашли труп своего солдата со следами ожогов на лице. В отместку за это они убили всех соседних узбекских дехкан. Тем временем большевики связали семерых узбекских солдат и стали заживо резать их ножами. Затем завалили пленных сеном и подожгли»* (*Заки Валиди Тоган о басмаческом движении.

По мнению председателя (в 1922 году) Совнаркома Туркестана К. Атабаева, в 1919–1920 годах в Ферганской долине существовало не просто басмачество, а «определенное народное восстание». 18 июля 1922 года, делая доклад на 5-м заседании 4-го пленума ТурЦИКа, проходившего в Ташкенте, Атабаев так объяснил зарождение басмачества: «Советскую власть в Фергану привезли железнодорожные рабочие, которые долгое время не находили пути к увязке с местным населением. Одновременно с возникновением Советской власти в Фергане группа мусульманской интеллигенции, совместно с улемами, созвала съезд мусульманских воинов и дехкан. На этом съезде было избрано правительство автономного Туркестана. Оно объявило амнистию всем грабителям и ворам, призывая их вступать в ряды национальной армии, которая организовалась в Фергане...

Для ликвидации этой банды Советской властью был отправлен в Коканд отряд во главе с т. Перфильевым, который и приступил к осаде города. Автономное правительство выпустило воззвание, приглашая всех мусульман вступить в ряды национальной армии для защиты религии Ислама, национальной свободы и автономного правительства. И действительно, ближайшие кишлаки отозвались и прибыли в Коканд с кетменями, топорами, охотничьими ружьями и т. д. Бой продолжался три дня. За это время автономное правительство исчезло... К моменту взятия Коканда в городе остались те кишлачники, которые пришли к ним на помощь. Они-то больше всего и пострадали.

Наш отряд состоял исключительно из дашнаков (армянская национальная партия – Прим), которые быстро учли создавшуюся обстановку и решили нажить деньги. Расправа шла большей частью по торговой линии. Все местные торговцы были расстреляны, имущество их было свезено на склады и в вагоны, а что осталось, было сожжено. Население подверглось насилиям, грабежу, а город – разрушению. Население Ферганы, видя такую жестокую расправу, поверило автономистам, что большевики действительно – грабители и бандиты, что они ничего не признают и идут против религии, против Бога.

…Мобилизация местного населения на тыловые работы в 1916 году вызвала целый ряд восстаний в Самаркандской и Семиреченской областях. В Фергане… население откупилось от мобилизации очень осторожно: оно обложило само себя особыми налогами и на собранные деньги наняло всякий сброд – картежников, карманников, весь бездельный люд, которым кишела Фергана. После годового пребывания на фронтах они возвратились домой и как “истинные рабочиеˮ были привлечены в местные Советы…

В каком же порядке протекала там наша политическая работа? Наш лозунг “Долой старый мир, долой буржуазию!ˮ проводился в жизнь приблизительно в следующем виде. За старый мир мы принимали все мечети, медресе, которые были нами закрыты; казии, улемы были арестованы; борьба с религиозными предрассудками выражалась в том, что священный для мусульман Коран в Маргелане был сожжен представителями Советской власти; соборная мечеть в Андижане была превращена в казармы мусульманских отрядов…

-3

Наши отряды нападали на мечети и бросали бомбы в молящихся ишанов, улемов. В результате весь класс улемов и ишанов ушел к басмачам.

Местное байство мы расценили как европейскую буржуазию, арестовывали и сажали в тюрьму, выпуская по выплате определенной контрибуции. Здесь я отмечу, что покушение на товарища Ленина также отразилось в Фергане репрессиями по отношению к баям, которых арестовывали, говоря: “Вы, сволочи, покушались на Ленина!ˮ Так протекала там классовая борьба…

Мы проводили… и хлебную монополию и продовольственную разверстку, и земледельческое крестьянство и труженики-кустари, поголовно все население восстало против советского режима, советского порядка и ушло к басмачам, дав этому движению, вначале чисто бандитского характера, политическое содержание…

…И мы в течение 4 лет не сумели ликвидировать это движение ни с какой его стороны.

Когда советское правительство очутилось перед лицом восстания, которое все усиливалось, оно укрепилось в крупных городах и повело с ним борьбу.

В первое время наши красноармейские части не были объединены под единым командованием и каждый город выступал самостоятельно против басмачей. Красноармейские отряды состояли главным образом из дашнаков, ничем не связанных с местным населением и по своему происхождению враждебных ему по той причине, что армяне как торговцы по роду своих занятий конкурируют с местным населением в своей обыденной жизни…

…Мы думали одно время ликвидировать басмачество огнем и мечом. В этих целях более или менее крупные кишлаки, “пораженные басмачествомˮ, уничтожались беспощадно, вследствие чего население уходило от Советской власти все дальше и дальше. Не помогла нам и общая оккупация всей Ферганы…

Такое положение очень тяжело отражалось на настроениях наших красноармейцев, и в злобе отчаяния они нередко истребляли совершенно мирное население.

В результате всего этого сложилось у командования и у красноармейцев определенное мнение, что все население является басмачами.

Под этим углом зрения проводилась и карательная политика. Довольно долгое время практиковалась система заложников. Последних было взято столько, что во всей Фергане не находилось места для их изоляции…»* (*Хроника великого джута. Валерий Федорович Михайлов. Цит. по: Юность. 1990, № 1. С. 83–84.)

Каковы были в целом масштабы гибели людей? Их сложно оценить сегодня. Например, по мнению историка Шухрата Барласа, война между повстанцами и режимом, тянувшаяся до 1944 года, стала причиной гибели нескольких миллионов человек.

*  *  *

Автор данной статьи не является поклонником национально-освободительных про-государственных движений. По его мнению, социализм, основанный на коллективной собственности и самоуправлении трудовых коллективов (либертарный, или антиавторитарный, социализм) и национальный федерализм (автономия) вместе дают нужное решение большинства социальных и национальных проблем. Однако недопустимо заставлять людей жить в том государстве, в котором они жить не хотят, и по таким законам, по которым они жить не хотят. Власть большевиков в регионе с самого начала была властью отдельных представителей местного русскоязычного меньшинства и поддержавшего их Кремля над туркестанским мусульманским большинством. Даже если центру и не все нравилось, Ленин и его соратники предпочитали опираться на имперских шовинистов и вести свою игру их руками. Да и сама централизованная структура большевистской России и СССР, в рамках которой все ключевые решения военного, экономического и идеологического характера принимались в Кремле, стала продолжением царизма. Имперская колонизация не имеет и не может иметь никаких оправданий. Колониализм должен быть отвергнут. В противном случае он способен породить немыслимые преступления.

Оригинал публикации находится на сайте журнала "Бельские просторы"

Автор: Михаил Магид

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.