В русском языке существует выражение «сажать на лубок» или «пора на лубок». Сейчас оно уже вышло из употребления, но вплоть до конца XIX века имело хождение не только оно, но и называвшееся так действие.
Гуманизм и жестокость идут рука об руку
Первобытное общество едва прокармливало само себя. В нём всегда был важен баланс между количеством ртов и рабочих рук. Много детей – вроде бы хорошо. Но пока дети вырастут, их надо кормить, а это не всегда оказывалось под силу. Поэтому у всех народов на заре их истории, а у некоторых – и значительно позже, существовал обычай умерщвления «лишних» новорожденных детей.
Такая же ситуация складывалась и с пожилыми, которые уже не могли трудиться. Правда, и тут всё зависело от конкретного общества. Археология зафиксировала, что даже далёкие предки Homo sapiens порой оказывали поддержку старым членам своего сообщества. Так, в Дманиси в Грузии найдены черепа нескольких представителей вида Homo habilis, живших 1,8 миллиона лет назад. Некоторые из них, судя по полностью выпавшим зубам, не могли питаться самостоятельно. Однако они жили! Видимо, племя поддерживало их существование, нуждаясь в их советах, их жизненной мудрости.
Но такими гуманными люди бывают далеко не всегда. И что проку от старика, когда у него уже и язык заплетается, и в маразм он впадает, и, следовательно, не может уже помочь никаким советом?
Умерщвление «лишних ртов» у древних народов и у русских
Поэтому у всех народов существовал также обычай умерщвления стариков. Не следует думать, что это было только у диких народов. С переходом к цивилизованности, быть может, только отпал обычай их поедать. Но ритуальные убийства не исчезли.
В Древнем Риме вплоть до времён Империи время от времени издавались постановления об умерщвлении всех старше 60 лет для «умилостивления богов». Ещё и в I веке нашей эры под такие ритуальные убийства подпадали также новорожденные дети. В Средней Азии не только до принятия ислама, но и какое-то время после, весной умерщвляли самого старого человека в деревне, бросая его в корыто с зерном и топчась по нему.
В России зафиксированы вплоть до 80-х годов XIX века ритуальные убийства стариков и старух. Чаще всего они производились путём оставления беспомощного человека на произвол судьбы, на гибель от голода и холода.
Старого человека, обычно зимой (чтобы наверняка), выводили из дома и сажали «на лубок» (или «на салазки») и скатывали на дно глубокого оврага, чтобы он не мог выбраться оттуда самостоятельно. Человек гарантированно замерзал через какое-то время. Иногда для верности пожилого мужчину или женщину забивали палками до смерти.
Такое убийство не считалось, по народным понятиям, грехом, и в его совершении не исповедовались в церквах. К этому толкало постоянное недоедание – пищи не хватало и здоровым работающим членам семьи. «Лишних» детей к XIX веку перестали топить или забивать, их обычно подкидывали под крыльцо более богатого дома. Правда, не всегда его хозяин успевал подобрать дитя до того, как оно замерзало или умирало от голода.
В этих убийствах можно видеть пережиток ритуальных человеческих жертвоприношений древних времён. Но те тоже возникли не на ровном месте – их появлению содействовал всё тот же острый недостаток пищи, не изжитый в русских деревнях вплоть до ХХ века.