Найти в Дзене
Балканы и краски

Знакомство с сербским иконописным ателье Мандилион

Оглавление

Чудотворный Мандилион (Άγιον Μανδήλιον) – другое название иконы Спас Нерукотворный, по имени которой названо иконописное ателье в славном граде Нови-Саде, что в Сербии.

Чудотворный Мандилион (Άγιον Μανδήλιον), фото с официального сайта одноименного ателье, иконописец Весна Улич
Чудотворный Мандилион (Άγιον Μανδήλιον), фото с официального сайта одноименного ателье, иконописец Весна Улич

Знакомство с сербской иконой началось для меня еще в прошлом году с посещения древнего монастыря в черногорской Пиве. От фресок, покрывающих его стены, захватывает дух. Впрочем, о путешествии туда я расскажу как-нибудь в другой раз. Сейчас же достаточно сказать, что в целом на взгляд извне этот вид искусства вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, изображение тут не идеальное и часто кажется слишком примитивным, с другой, осознание что именно так творили люди на протяжении тысяч лет, поражает воображение. А если представить, что не только за каждым объектом и жестом на иконе, но даже за почти каждым выбранным мастером цветом скрывается дополнительный смысл и простое на вид изображение на деле содержит в себе десятки символов, то перед нами открывается целый удивительный мир. А я, как известно, люблю путешествия. Так что дальше последовало несколько месяцев раздумий, чтения заметок в сети и просмотра лекций Московской Духовной Академии и иконописцев на YouTube.

Фрагмент фресок монастыря в Пиве (Черногория), фото снято мной 29 июля 2022 года
Фрагмент фресок монастыря в Пиве (Черногория), фото снято мной 29 июля 2022 года

Поиск учителя

После чтения путеводителей пора было переходить к самому путешествию, а для него потребовался опытный проводник. На этом этапе оказалось, что инфоцыгане сейчас зарабатывают даже на таком непопулярном, казалось бы, деле, так что в сети Интернет меня встретило десятка два школ. Школы эти обещают удвительные вещи: обучиться мастерству древних ремесленников тут можно буквально не вставая с дивана, всего за пару недель или месяцев, ну и пару тысяч рублей. Звучит очень заманчиво, но... всегда есть одно "но". От столь щедрого предложения пришлось отказаться сразу. Поиски решено было вести в окружающей действительности, а окружала меня в тот момент Сербия. Перспектива учиться подобному непростому делу на плохо выученном языке не очень мотивировала, но деваться с подводной лодки было некуда. Итак, спустя пару поставленных в храме свечек и нескольких написанных в разные мастерские писем, нашлась пара вариантов.

Первый из них, конечно, просто великолепный: это обучение в иконописном ателье при монастыре Христова Воскресения, что в пригороде. Добираться туда можно рейсовым автобусом, а дальше еще минут двадцать пешком. Однако, вариант этот пришлось отбросить, потому как слишком уж много времени и сил будет уходить на дорогу.

Второй – пара частных иконописных ателье. Ценник за занятия был примерно равный (100-150 евро в месяц), отличались только условия.

Третий – еще тут можно поступить в школу при Епархии, но там все слишком серьезно и непрозрачно, а бонусом почти полная занятость на многих других занятиях. На этом этапе такой вариант мне не подходил.

Так выбор пал в итоге на Мандилион. Его основательница, иконописец Весна Улич, не только из семьи художников, но и состоит в ВАНУ (Воеводинская Академия Науки и Искусства), а ее иконы хранятся во многих монастырях. Курс длится год, трехчасовые занятия проходят дважды в неделю, а в комплекте лекция теолога два раза в месяц и периодические совместные поездки по окрестным монастырям, которых в округе несколько десятков. Ничего подобного оставшиеся ателье не предлагали, так что выбирать долго не пришлось. Кстати, все основные материалы включены в стоимость и останется только докупить доску и листовое золото в конце курса для выпускной работы (ну, или для дополнительных работ в процессе, если будет желание).

Основательница ателье Мандилион, Весна Улич, на открытом занятии в Сремской Митровице, 2011 год (фото с официального сайта ателье)
Основательница ателье Мандилион, Весна Улич, на открытом занятии в Сремской Митровице, 2011 год (фото с официального сайта ателье)

Ателье Мандилион

Занятия проходят в небольшой квартире, переоборудованной специально под нужды ателье. Помещение маленькое, но удобно организованное. Коллектив очень дружный и веселый: смех тут почти не стихает на протяжении всего занятия, кто-нибудь обязательно приносит с собой угощения или красное вино, а фоном играет городское радио, которому мастера периодически с удовольствием подпевают. Но есть и другая сторона: часть занятия Весна читает об истории той или иной иконы, отрывок из Жития какого-нибудь святого или другую духовную литературу, а перед началом обязательно зажигает ладан в кадильнице. В общем, атмосфера очень располагающая. А еще у каждого ученика есть свой стол, который можно организовать по своим потребностям. Группа небольшая: на сегодняшний день нас шесть человек, но есть у Весны и ученики, посещающие более дорогие индивидуальные занятия.

Рабочие места начинающих иконописцев
Рабочие места начинающих иконописцев

Языковой барьер есть, но вполне терпимый. Конечно, порой хочется совсем иначе ответить на какой-нибудь вопрос или активнее поучаствовать в беседе, но пока не удается. Однако, это дело наживное. Самому обучению не мешает, и пока только однажды мне пришлось посмотреть в словаре как будет "точилка" ("зарезивач"), чтоб получить искомое.

Первое занятие

Иконопись это в первую очередь ремесло, а потом уже творчество и искусство, поэтому обучение тут построено совсем не так, как в какой-нибудь живописной студии. Начинающий ремесленник должен запомнить каноны и до автоматизма довести выполнение основных элементов и линий, поэтому начинается все с их копирования. Для начала, конечно, карандашом, а спустя несколько занятий и темперой. Никаких художественных навыков не требуется, только немного веры и любви к искусству. Конечно, если уже есть опыт работы с мольбертом и художественными материалами, то будет попроще и первые этапы получится пройти быстрее, но особенно рассчитывать на него не стоит: тут другие техники и даже карандаш вам придется держать иначе, чем вы привыкли. Кроме прочего, в сербской иконописи вам придется освоить и работу с штапом (тростью) иконописца. О ней я подробнее расскажу в одной из следующих заметок, потому как и тут не все так просто.

Мне же для начала было предложено сорок минут понаблюдать за работой более опытных учеников и задать все приходящие мне в голову вопросы, познакомиться немного с командой (как называет группу учеников сама Весна) и затем перейти к первым учебным копиям. На первом занятии по итогу мной были карандашом написаны несколько листов глаз и губ. К сожалению, на первом уроке мне было неловко фотографировать все подряд, но уж как есть. Вот на этом фото можно увидеть часть моего первого урока и замечательного Иоанна Крестителя кисти другого ученика (даже не верится, что и я скоро так смогу). А еще на этом фото внимательный читатель сможет найти целых две иконописных трости разом:

Каждая деталь на иконе пишется по строгим канонам, их необходимо крепко запомнить
Каждая деталь на иконе пишется по строгим канонам, их необходимо крепко запомнить

На первом занятии у меня ушло ужасно много времени на эти копии, а иконописная трость, призванная всячески помогать, исключительно мешала. Однако, оказалось что мои дела идут весьма неплохо и линии могли быть в несколько раз менее ровными. Весна обнадежила, что на освоение базы уйдет намного меньше времени. Слышать это было приятно и появилась надежда в скором времени перейти к полноценным работам. Впрочем, пока не загадываю: впереди еще первое знакомство с иконописными кистями (а у них непривычно длинный ворс) и темперой.

А вот тут ниже фото с моего третьего и пока последнего занятия, о котором как-нибудь в другой раз. Четвертое ждет меня уже в эту среду и на нем я впервые познакомлюсь с темперой.

Иоанн Креститель, учебные копии с третьего занятия в ателье
Иоанн Креститель, учебные копии с третьего занятия в ателье