Найти тему

Вилла Мистерий — яркий памятник античного искусства

Вилла Мистерий — одна из помпейский вилл с удивительно сохранившимися и яркими (во всех смыслах слова) античными фресками. Они создавались во времена, когда культура уютно устроилась в объятиях мифологии, что и видно в сюжетах изображений. Но о сюжетах — позже. Сначала о форме.

Фрески мистерий I в. до н.э. Помпеи. Вилла Мистерий. Национальный музей Неаполя
Фрески мистерий I в. до н.э. Помпеи. Вилла Мистерий. Национальный музей Неаполя

Античной живописи до нас дошло не так мало, в основном — это монументальное творчество, которое включает и фрески. Фрески разделяют на Правильные и Неправильные. Первые — in fresco — пишутся «по сырому» и получаются более стойкими, а вторые — al secco — проще в работе, но менее износостойкие. На стенах Виллы Мистерий мастер применил смешанную технику и получил потрясающий результат.

Говоря о Вилле Мистерий чаще всего вспоминают про зал, который и дал название архитектурному объекту — о зале Дионисийских мистерий. С визуальной точки зрения в нём больше всего в глаза бросается насыщенный красный цвет.

Фрагмент росписи торцовой стены зала Дионисийских мистерий
Фрагмент росписи торцовой стены зала Дионисийских мистерий

Вариантов красного в античности существовало множество — могли использовать красный мел, сандарак, сирийскую красную или «кровь дракона». Но для создания фресок в Вилле Мистерия применили порошок киновари — сульфида ртути, который, как и большинство соединений ртути, токсичен. Но тогда об этом, конечно, не думали.

Получившийся ярко-красный цвет, которым залит практически весь фон, впоследствии назвали
«помпейским красным». После открытия Помпеи он покорил европейцев и вошёл в моду и в интерьеры Старого Света.

Кроме красного фона интересно, что роспись занимает среднюю часть стены между выступающим вперед цоколем и орнаментированным фризом. Все архитектурные элементы, в том числе черные пилястры, выполнены живописными средствами, как бы разделяя мир, созданный художником, и реальное пространства зала.

Фрески мистерий I в. до н.э. Помпеи. Вилла Мистерий. Национальный музей Неаполя
Фрески мистерий I в. до н.э. Помпеи. Вилла Мистерий. Национальный музей Неаполя

А что же, собственно, изобразил художник? Точного толкования изображения нет, поскольку письменных источников, описывающих произведение или задумку автора, не сохранилось. По основной версии, к которой пришли исследователи, сюжет связан с мистериями дионисийского культа — на стенах изображены основные этапы посвящения в жрицы. Есть даже версия, что для проведения обряда расписанный ярко-красным зал и использовался.

Роспись насчитывает около 25 персонажей. Среди них дети и взрослые, служанки и жрицы, паны и сатиры. На стенах также изображены животные, музыкальные инструменты, предметы быта и ритуалы. И всё это выполнено с невероятной детальностью, а иллюзию движения создают развивающиеся ткани.

Фрагмент росписи зала Дионисийских мистерий. Пан, паниска и девушка с плащом
Фрагмент росписи зала Дионисийских мистерий. Пан, паниска и девушка с плащом

Впечатление также производит чистота красок и их сочетание по правилу дополнительных тонов: лиловые ткани контрастируют с обнаженными телами, а киноварь фона — с зеленым обрамлением панелей и венками плюща.

Если художник хотел запечатлеть в истории древний обряд, со своей задачей он справился великолепно. Сохранность фресок поражает воображение. И дело не только в «консервации» виллы вулканическим пеплом. Свою роль, считают исследователи, сыграла техника работы мастера.

Доподлинно технология неизвестна, но, вероятно, художник комбинировал энкаустику и темперу, то есть краски, разведённые на воске и на яйце. Это не только придало фреске прочности, но и позволило прописать мельчайшие детали. А финальным слоем стал воск, которым фреска полировалась, обеспечивая великолепную сохранность и защиту от выцветания красок.

Первая фреска, изображающая чтение ритуалов мистерий
Первая фреска, изображающая чтение ритуалов мистерий

Открытие в XVIII веке Виллы Мистерий изменило ход развития искусства всей Европы. Во многом именно её фрески дали начало развитию неоклассицизма.

Интересно, что по меркам Империи, Помпеи были глубокой провинцией, тем более удивителен высокий уровень мастерства художников. Исполнения фресок поразили самого Ренуара, посетившего Помпеи в 1881 году:

«Какой-нибудь торговец или куртизанка заказывали художнику роспись своего дома, и тот стремился оживить гладкую поверхность — вот и все. Никаких гениев! Никаких душевных переживаний!..»

С тезисом про отсутствие душевных переживаний можно поспорить. Ведь фрески передают важное таинство для перехода на новый психологический этап помпейских женщин. Но то, что роспись чьей-то виллы в провинции оказалась такой искусной и долговечной — действительно удивительно.

И, напоследок, поблагодарим силы природы. Парадокс, но извержение Везувия, погубившее когда-то Помпеи, сохранило город в истории, принесло ему всемирную славу и помогло нам увидеть удивительные произведения античного искусства, которые могли бы быть уничтожены людьми, но были сохранены самой природой.