Здравствуйте, уважаемый читатель!
Наибольшую пользу Вы почерпнете из данного материала, начав его чтение с I (Первой) части.
↓↓↓↓↓↓↓
Ссылка на Часть I:
На всякий случай, сылка на предыдущую часть IV:
Продолжение.
Часть V
Стандарты моторного масла API (в их дальнейшем описании используются сведения, предоставненные непосредствено американским институтом нефти).
Согласно стандартам API для легковых дизелей, к таким маслам требования про противоизносным свойствам, в целом, более низкие, в сравнении с современными стандартами масла для бензиновых моторов.
Это замечание сделано нами специально для того, чтобы безболезненно для восприятия владельцев легковых дизелей начать с наиболее простой и понятной линейки бензиновых стандартов.
По состоянию на 2023 год существуют следующие стандарты группы S:
A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, M, N, N Plus, P (точка).
Каждый из стандартов привязан к условным историческим группам двигателей, по принципу: "для моторв, выпущенны не ранее, чем в ХХХХ году".
Все стандарты группы S завлены, как обратно-совместимые.
Сие означает что, самый новый стандарт SP допускается (и рекомендуется) использовать в моторах, для которых предназначался стандарт SA.
Разумеется, при этом следует помнить, что ни моторы 100- летней (стандарт SA), ни моторы 40-летней давности (стандарт SE) не сконструированы для работы с маловязким маслом (которым, по умолчанию, считается масло менее вязкое, чем SAE 40).
По состоянию на 2023 год все стандарты от SA до SJ относятся к устаревшим.
При этом API конкретно указывает:
- для стандартов от SA до SD
"ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1971 года. В более современных двигателях может работать неудовлетворительно или наносить вред оборудованию.";
- для стандартов от SE до SJ
"ВНИМАНИЕ! Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, выпущенных после 1996 года. Может не обеспечивать адекватную защиту от отложений, окисления и износа двигателя".
Сегодня продолжается выпуск масел стандарта API SD (упрощая, это "улучшенные автолы" - хрестоматийный автол, это простейшее минеральное базовое моторное масло с самыми примитивнымм вязкостными характеристиками и характеристиками термостабильности, также, в таком масле может вообще не быть пакета даже противоизносных и моющих присадок или же, присадки будут наиболее примитивными по сегодняшним меркам).
На вопрос, о том, почему такое масло до сих пор производят, есть 2 наиболее рациональных ответа:
- Литр такого масла обходится в производстве в много раз дешевле, чем литр бензина, а продается во много раз дороже.
- Его продолжают покупать в силу низкой цены, в т.ч., для заливки в старые изношенные моторы с большим расходом масла через уплотнения и "на угар" (вследствие неэффективности маслосъемных поршневых колец и, что бывает в десятки раз реже, из-за неэффективности сальников клапанов).
Также, масло самых устаревших стандартов из доступных покупают в розницу в силу технической малограмотности, а оптом - в основном, с целью изготовления фальсификата (но это тема отдельная).
Стандарты группы S, начиная от J, и до P (J, L, M, N, N Plus, P), API рассматривает в качестве действующих.
Разберем их детально.
Поскольку, рассматривыемые стандарты, как и все cтандарты группы S, являются обратно-совместимыми, каждый последующий стандарт содержит все положительные характеристики предыдущего, дополняя их существенными преимуществами и, одновременно, устраняя часть несовершенств предыдущего стандарта.
Про масло стандартов SJ - SM, каждый из которых, в свое время, предполагал соотвествующие усовершенствования, сегодня API просто говорит следующее:
SJ - Для автомобильных двигателей 2001 года выпуска и старше.
SL - Для автомобильных двигателей 2004 года выпуска и старше.
SM - Для автомобильных двигателей 2010 года выпуска и старше (этот стандарт был лидирующим всего несколько месяцев).
(Речь идет о любых крупносерийных легковых и легких коммерческих моторах).
Стандарт API SN
Был введен в октябре 2010 года и почти 10 лет был самым современным, разве только, в районе 2015 года, уступив немного в части новых преимуществ для высокофрсированных моторов допуску GM Dexos 1 gen. 2 (принципиално отличается от Dexos 1; является прототипом API SP Plus и условным основоположником API SP).
API SN (мы продолжаем дословно приводить описание стандартов, составленное самим API):
"призван обеспечить улучшенную защиту от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, более жесткий контроль окисления и улучшенную совместимость с уплотнителями. Масла категории API SN с Resource Conserving (ресурсосберегающее) соответствуют стандарту ILSAC GF-5, обладают эксплуатационными характеристиками API SN, а также улучшенной экономией топлива, защитой турбокомпрессоров, совместимостью с системой понижения токсичности выхлопа и защитой двигателей, работающих на маслах (опечатка API - речь о топливе) с содержанием этанола вплоть до E85" (85%, спирта, остальное, бензин). (Конец цитаты).
Стандарт SN Plus
Он появился в 2019 году, как непосредственный предшественник SP.
В сравнении с SN, SN Plus был дополнен требованиями LSPI protrection.
В связи с соотвествием LSPI protection, была существенно понижена объемная пропорция соединений кальция и общая зольность, которая, однако, в силу уменьшерия именно присадок соединениями кальция, весьма мало влияет на ресурс нейтрализаторов и сажевых фильтров. Эта зола им, допустимо считать, что не вредит.
(LSPI рассшифровывается и наиболее точно переводится, как "Детанационное зажигание при движении "в натяг"".
Явление наблюдается исключительно в бензиновых моторах, оснащенных турбонаддувом, вместе с непосредственным впрыском топлива.
Академические споры о причинах явления, по состоянию на 2022 год закрыты не были, но было доказано, что LSPI устранается изменением рецептуры пакета присадок, в первую очередь, за счет снижения количества соединений кальция - это моющие присадки, эффектвность которых стала поддерживаться теперь не за счет количества вещества, а за счет новых открытий в химии).
И, наконец, самый новый на сегодня стандарт: API SP.
Введен в 2020 году, но в связи с пандемией начать состариваться не сумел, так что, по состоянию на начало 2023 года, далеко не все продавцы автомагазинов знают о его существовании.
В сравнении с SN Plus, SP дополнен требованиями к повышению ресурса моторных цепей, при дальнейшем улучшении общих противоизносных свойств и при дальнейшем понижении общей зольности масла, что позволило причислять масло, отвечающее стандарту SP, по крайней мере, к среднезольным.
Демонстрируемое некоторыми сортами масла одновремнное соответствие стандартам API SP и ACEA C2/C3 этот факт косвенно подтверждает.
Однако, следует отметить, что стандарт API SN, содержащий по прежнему высокие противоизносные и моющие требования (которые в 2010 году были достижимы только при полнозольном пакете присадок), стал выпускаться в варианте соответствия среднезольному стандарту ACEA C3.
Это стало возможным благодаря новым открытиям в сфере химико-физических свойств присадок, которые, теперь, позволяют поддерживать высокие противоизносные, мющие, антиокислительные свойства масла при значительно меньшем содержании присадок, большая часть из которых образует золу при неизбежном сгорании части масла в цилиндрах мотора.
В отличие от, уже немало устаревших среднезольных стандартов, ACEA C2/C3, так востребованных у тех, кто эксплуатирует современные дизельные автомобили, API SN, SP вместе с ACEA C2/C3 предусматривает заведомо лучшие комплексные противоизносные и моющее свойства, чем ACEA C2/C3 сами по себе.
В дальнейшем, вы поймете, почему, стандарты ACEA (когда они обособлены от последних стандпотов API) нацелены не столько на увеличение ресурса моторов, сколько на, с позволения сказать, "сиюминутную экологию" (Сразу заметим, что это частное мнение коллектива авторов данного матерала).
Ссылка на продолжение - Часть IV:
↓↓↓↓↓↓↓