Найти тему
Валерий Грачиков

Государственное знамя изготовить из отечественного шелка

В 1882 году в придворных ведомствах кипела работа по подготовке коронации нового императора Александра III. Готовили все необходимое, в том числе приняли решение изготовить новую государственную регалию - Государственное знамя империи, третье по счету. И если в прошлый раз, в 1856 году, новую регалию изготовили, потому что знамя, используемое для коронации со времен Елизаветы Петровны, стало ветхим, то в 1882 году решение о замене приняли как из-за износа, так и потому что герб империи изменился, а исправить его на знамени 1856 года оказалось сложно.

Оказалось, что глазет, из которого оно было изготовлено, не годился для исправлений. Кроме того, при осмотре государственных регалий, обнаружили, что на Государственном знамени

«Золотой глазет осыпался и порвался, бахрома обилась, на ленте серебряные золоченые орлы поломались».

Это стало дополнительным аргументом в пользу того, что требуется изготовить новое Государственное знамя. При подготовке нового Государственного знамени возник принципиальный вопрос: из какой ткани и чьего производства изготовить полотнище. Для изготовления полотнища решили использовать двухсторонный золотисто-желтый шелк, который очень хорошо умели ткать в Лионе. С лионскими ткачами даже завязалась соответствующая переписка:

«…барон Кёне принял на себя во время настоящей поездки его за границу выслать образцы из Лиона, чтобы по выбранным образцам заказать в Лионе…»

Барон Кёне - это тайный советник, служивший по департаменту Герольдии. Он руководил работами по подготовке к коронации Александра II в 1856 году и принимал участие в подготовке коронации Александра III.

Образцы тканей из Лиона на самом деле привезли. Но после того как чиновники Коронационной комиссии выбрали лучший вариант импортной ткани, они поехали к московским купцам I гильдии Сапожниковым, потому что у них на фабрике

«материи … нисколько не уступали лионским тканям этого рода…»

и спросили:

- Сможете соткать такую же по качеству и плетению шелковую ткань у себя на фабрике?

И Сапожниковы со своими инженерами и мастерами дали ответ:

- А чего же не смочь. Конечно, сможем!

В октябре 1882 года образцы тканей, изготовленные в Лионе, передали на фабрику Сапожниковых для изготовления. Там все внимательно изучили, разработали и изготовили ткацкий стан усложненной конструкции, чтобы повторить переплетение нитей на ткани лионских ткачей. И в начале декабря 1882 года перед председателем Коронационной комиссии уже лежали четыре образца ткани отечественного производства на выбор.

-2

После того как чиновники выбрали ткань, фабрика изготовила два куска, за которые Министерство двора заплатило 150 рублей серебром. В конце декабря готовую ткань упаковали, так как велел заказчик:

«не складывать, а навернуть на валик во всю ширину материи, дабы при пересылке не образовалось на ней складок»

и отправили художнику.

Роспись Государственного знамени доверили старшему художнику «Редакции военной хроники» Петру Ивановичу Балашову.

Так и получилось, что ткань для третьего по счету Государственного знамени Российской империи изготовили, так сказать, по технологии импортозамещения.