Ответственность за бухгалтерию всегда лежит на руководителе.
Возглавляет бухгалтерию и отвечает за ведение бухучета главный бухгалтер. Одновременно с этим Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в статье 7 обязует руководителя организовать ведение бухгалтерского учета.
Некачественный бухучет можно расценить, как ненадлежащее выполнение руководителем своих обязанностей. И, если это приведет к неуплате налогов, убыткам, ущербу, возмещать все потери обязан руководитель. Причем, за свой счет и в полном размере. Такое мнение выразили судьи арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2021 № Ф06-58430/2020 по делу № А72-7358/2015.
Об этом также указано в п.6 приказа № 34н Министерства Финансов РФ от 29.07.1998 (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598):
П.6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Когда компания растет, бухгалтерия в той или иной форме, всегда уходит на аутсорсинг.
Зачастую руководители не стремятся разобраться в бухгалтерии и доверяют эту рутину профильному специалисту. Будь это бухгалтер на предприятии или же бухгалтерская фирма.
Это обоснованно и разумно. Но не следует полностью отстраняться от налоговых документов, ведь есть перечень серьезных проблем, которые могут возникнуть если не контролировать бухгалтерию:
• Сложности с налоговыми органами: несвоевременная сдача отчетности, неуплата налогов, штрафы;
• Ухудшение взаимоотношений с партнерами: серьезные контрагенты дорожат своей налоговой репутацией и не захотят работать с организацией, в которой бухгалтерский учет ведется спустя рукава;
• Мошенничество с расчетным счетом и кассой: нецелевые расходы, воровство, незаконное обналичивание и транзит чужих денежных средств;
• Длящиеся нарушения ведения первичной документации, которые могут долгое время оставаться в тени и «выстрелить» при налоговой проверке. Это приведет к самым печальным последствиям для бизнеса: к примеру, фирма может обанкротиться из-за невозможности уплаты налоговых санкций;
• Прямая субсидиарная ответственность руководителя по долгам компании.
При этом, банкротиться руководителю в данном случае будет бессмысленно – т.к. субсидиарка – не подлежит обнулению как иные долги человека - долг по субсидиарной ответственности не списывается в процедуре личного банкротства физического лица (ч. 5, 6 ст. 213.28 Закона № 127-ФЗ. Погашение долга будет производится по общим правилам исполнительного производства (ст. 61.18 Закона № 127-ФЗ) (судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 декабря 2018 г. по делу № А40-159635/2016 – на 5,6 млн. руб.; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2018 г. по делу № А56-52413/2016 – на 39.2 млн. руб.; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2019 г. по делу № А50-15203/2016 – на 17.1 млн.р.);
• Уголовное преследование руководителя со стороны органов внутренних дел.
Да-да, все эти последствия могут произойти в следствии некомпетентной работы одного специалиста. Так стоит ли безусловно доверять бухгалтеру?
Нет! Даже, если вы в нем полностью уверенны. Наличие бухгалтера не гарантирует отсутствие финансовых проблем, а иногда, и напрямую плодит их.
Восстановление запущенного учета — очень трудоемкий процесс. Который в некоторых случаях, даже не подлежит исправлению.
Ниже мы приведём 5 минимальных шагов к успешному взаимодействию с бухгалтером и подскажем, как проверить его компетентность и избежать возможных нарушений.
Эти инструменты помогут вам, даже если вы совсем не разбираетесь в бухгалтерии:
1. Протестируйте кандидата. Тщательный выбор позволит найти профессионала. Тестирование не позволит вскружить голову сложными терминами, а провести его может любой, имея ключи к тесту.
Внимание! Если кандидат на должность сначала спросит акт сверки с налоговой – это говорит о том, что данный кандидат будет нацелен на минимизацию налоговых претензий в будущем.
2. Оставьте за собой право первой подписи платежных поручений.
Окончательное одобрение платежа и право первой подписи расходных документов надёжнее оставлять за руководителем.
Внимание! Уважающее себя Общество, оказывающее услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на аутсорсе – никогда не берет на себя обязанность распоряжаться Вашими денежными средствами!!!
3. В начале каждого года просите бухгалтера сделать налоговый календарь, или уточните у него в какие сроки сдаются налоговые и иные декларации и расчеты, а в какие сроки проводится оплата налогов и сборов.
Этот документ поможет вам контролировать своевременность сдачи отчетов и уплаты налогов.
ВНИМАНИЕ С 2023 года изменились сроки сдачи отчетности и уплаты налогов. (График прикрепляем на фото к тексту).
4. Обяжите бухгалтера ежемесячно формировать список отсутствующих первичных документов.
Если какие-либо накладные, акты или договоры остаются в списке более месяца, потребуйте объяснений и установите конкретный срок их предоставления. Также поможет выборочная проверка наличия архивных документов.
5. Если пользуйтесь бухгалтерским онлайн-сервисом, обяжите бухгалтера выгружать или распечатывать документы ежемесячно.
Наличие физической бухгалтерской базы позволит вам без проблем поменять онлайн-сервис или передать документы новому бухгалтеру.
Все вышеперечисленные шаги помогут вам не только понять, насколько компетентен ваш бухгалтер, но и узнать больше о том, как ведётся учёт в вашей компании.
Приступая к проверке, забудьте о стеснении: задавайте много вопросов, не бойтесь показаться некомпетентным. Вы не обязаны знать нюансы бухучета, но имеете право полностью контролировать фирму, ведь это ваши деньги!