отзыв на книгу Алексея Сальникова “Оккульттрегер”
фэнтази в уральском захолустье с демонами - блогерами, херувимами - алкоголиками, обычными гражданами и даже банальными бандитами... и все они зависят от сознательной деятельности матерей - одиночек со "стеклянным потолком" на доходы в 15 тысяч рублей в месяц: как ни старайся с ребенком - гомункулом на руках, больше - невозможно. а без ребёнка, известное дело - прощай бессмертие! ну, и что спрашивается Алексей Сальников здесь придумал необыкновенного?
первое что приходит в голову по прочтении “Оккульттригера” - это же гиперреализм в литературе! и какая разница что в жанре фэнтази?! а как по другому назвать это предельно внимательное всматривание в реальность, её придирчивую фиксацию в самых тонких, едва приметных движениях - именно тех, которые придают ей особую выпуклость, полноту законченности и моментальное подсознательное узнавание. не удивительно, что при таком тщательном близком всматривании мы начинаем замечать что-то необычное; что-то, что на отдаление представлялось слитным общим, вдруг начинает распадаться на сложносоставные детали тайного, обычно незримого мира. вдруг мы начинаем угадывать на его поверхности проступающие механизмы метафизики, поверх них обнаруживаем полупрозрачную маскирующую вуаль волшебно мерцающей мистики… теперь всё выглядит по-новому, и в месте с тем продолжает быть настолько ощутимо реальным так, что кажется, ты чудом обрёл новую оптику (эффект новых очков) и теперь рассмотрел всё как следует, во всей полноте так, что реальность теперь кажется дополненной и расширенной.
нет необходимости пояснять об авторе, что он живет в среде о которой пишет: в своем городе, своём времени, своих людях. каждая глава - галлерея образов по которым проводит нас писатель, составляя итоговые впечатления в точный, избыточно детальный до превосходящего реальность, портрет современности.
не смотря на то что у Алексея много бытового, обыденного, часто затрапезного, я категорически не согласна, что “Оккульттригер” - песнь беспросветной чернухи. напротив, это как раз про этот самый просвет. богатый живой литературный язык произведения, сам собой и создает эту надежду - просвет свободный от всякой мути. конечно, это непосредственно определяет талант Сальникова - писателя. кажется, это тот самый вековечный русский феномен возникновения выдающихся творческих личностей из зачастую неприглядной обыденности. кажется уральская “бытовуха” - что-то вроде рябой наседки, которая таки высидела очередное золотое яичко русской литературы! Алексей Сальников работает добросовестно, совсем как главная героиня романа - Прасковья, рассматривая создавшиеся условия, без драматизма, просто как исходные, для последующего преображения, созидания лучшей, более теплой, комфортной и гуманной к людям действительности. Сальников прямо говорит нам про перерождение депрессии в светлое чувство по средствам глубокой внутренней её переработки сознанием, переосмысления: из прозябания в тепло согревающее души людей. акт творчества, преображает всю бытийность общности, без разделения на то, что одни погружены в культуру, другие нет, кто-то увлекается спортом, а кто-то сидит в соцсетях… описанный город, такой же как и все города, и вероятно потому не названный, это - общность разобщённых; кого тут только нет, ничего удивительного, что и черти с ангелами здесь не редкость. и все живут в глубоком, как коллективное подсознание, как вытесненные бесконечной чередой событий воспоминая, едином симбиозе. все нуждаются в тепле и взаимной поддержке. и что удивительного если это особенно остро чувствуется именно в холодном уральском городе? а где же ещё? везде конечно, просто здесь особенно.