И это опять про выбор, что делает человек или нет; про его ответственность и желание меняться или привносить что-то новое в свою жизнь, свой мир, свое субъективное. Про смелость и даже может быть о преодолении. И про контакт в работе с психологом/терапевтом. В котором (вот надо же!) присутствует и сам человек.
И тут нет попытки «задеть» клиентов или посетовать на «нерадивых психологов». Просто наблюдения и размышления о том, как так получается, что одни получают свой результат и идут дальше (и здорово, когда идут более счастливыми, крепкими, уверенными), а другие, сколько бы по специалистам не ходили, остаются в тупике.
Безусловно – поиск и выбор своего психолога/терапевта играет не последнее значение в решении той или иной жизненной трудности. Ведь все-таки это не просто про контакт двух людей, а больше про отношения между двух личностей. Но и полностью отдать всю инициативу в руки специалиста это значит лишить себя своего опыта, своих улучшений и изменений, за которыми собственно человек и пришел. Конечно вначале страшно; конечно в начале неуютно и странно и тут не малая доля процесса в руках самого специалиста. Прояснить запрос и ожидания; быть искренним и эмпатичным; внимательным и участливым. Но ведь отношения — это двухсторонний процесс. И каждый сам со свой стороны что-то вкладывает и забирает; или не забирает, а оставляет там, в кабинете специалиста, не неся свой же опыт в реальную жизнь.
Как говорил Перлз: «Опыт – это всегда открытие!». Осознавание, полученное в ходе исследования собственной жизни, проблематики, ситуации, запроса, так же требует особого обращения. Если это осознавание не интегрировать и не проявить (в виде действия) вне стен кабинета, там, где эта проблема актуальна наиболее всего, то сам смысл такого осознавания исчезнет.
Действия, которые последуют после сессии (конечно не после каждой) и формируют позитивные перемены в жизни человека. Именно в реальной (вне стен кабинета или иного безопасного пространства) человек живет, ощущает, чувствует, делает с наибольшей интенсивностью.
Осознавание можно рассматривать как яркое переживание. И тогда, словами Ирвина и Мириам Польстеров: «Эту яркость можно постоянно поддерживать переживаниями, связанными с реальными действиями». Это как постоянная подпитка своих результатов и уверенности в себе.
Вопрос клиента, связанный с переживанием о том, а сможет ли ему помочь психолог/терапевт понятен, но ответ в не меньшей степени зависит и от того, готов ли сам человек помочь себе в своем жизненном затруднении.
Ведь как бы условно хорошо и эффективно не проходили сессии – специалист не знает, что и как делает (и делает ли вообще) человек с этим опытом там, вне пределов их психологического/терапевтического контакта.
Ведь в конечном счете все полученное, осознанное, ожившее, рассмотренное, выявленное на терапевтических сессиях человек может забрать с собой и проявить эти результаты в своей, не прекращающейся жизни.
А может и не забрать. И это тоже часть процесса и его так же можно и важно исследовать; но конечно со взаимного согласия и желания человека.
Но если такого желания нет, и человек ничего не забирает (а ведь там все его, все для него) – вряд ли стоит ожидать каких-то значительных, существенных позитивных перемен.
Делать/не делать – выбор, который всегда есть и который всегда остается у самого человека, и который зависит только от него. В следующий раз попробую описать сам процесс на собирательном примере того, в чем есть разница результатов делания и не делания.
Автор: Алексей Ермолов
Психолог, Гештальт-психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru