Каждый гражданин нашей страны имеет право выбрасывать мусор в любой контейнер на территории государства, поэтому буквально все контейнерные площадки (КП) для сбора ТКО в нашей стране используются жителями всех близлежащих МКД и частных домов.
Попутно, конечно, подкладывают «свинью» и магазины, торговые точки, чьи сотрудники запросто могут вывалить картон, деревянные ящики или гнилые арбузы в чудовищных объёмах...
Конечно, есть МКД, где КП включена в состав ОИ, но мы говорим о других случаях...
С началом работы РО по обращению с ТКО, появилась проблема: кто обязан обеспечить содержание КП?
По ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ и п.8 СанПин 2.1.3684-21, данная функция закреплена за собственником земельного участка, на котором расположена КП. Именно с этого момента начинается нехорошая история, которую ещё можно развернуть...
Многие КП в настоящее время расположены на муниципальной земле, принадлежит муниципальному образованию, используются всеми желающими...
И вот кому-то пришла в голову мысль: если ОМСУ оборудовал КП, но ею не пользуется, то содержать её должны те лица, которые фактически ей пользуются, в сумме пропорционально приходящейся на их долю, исходя из общего объема ТКО.
И после недолгого обсуждения депутаты обозначенного в названии статьи городка (Владимирская область) приняли поправки в муниципальные правила благоустройства:
«В случае отсутствия на придомовой территории многоквартирного дома контейнерной площадки ТКО и размещения собственниками и нанимателями помещений указанного многоквартирного дома ТКО и КГМ на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, закрепленных за МКУ «Служба по благоустройству города», собственники и наниматели помещений МКД обязаны возмещать МКУ «Служба по благоустройству города» расходы на содержание мест накопления ТКО и КГМ в соответствии с заключенным соглашением о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту.
Сумма возмещаемых затрат исчисляется по следующей формуле:
С1 = С2 х К
где:
С1 - сумма затрат на содержание КП для МКД
С2 - сумма затрат МКУ «Служба по благоустройству города» на содержание КП
К - коэффициент по КП
К= V накопления ТКО МКД / V накопления ТКО КП
С2 = С х S
где:
С - стоимость затрат МКУ «Служба по благоустройству города» на содержание 1 м2 КП, утвержденная постановлением администрации МО Юрьев-Польский район.
С2 - сумма затрат МКУ «Служба по благоустройству города» на содержание КП
S- площадь КП
Организация, осуществляющая управление таким домом, обязана заключить с МКУ «Служба по благоустройству города» соглашение, определяющее порядок использования такого места (площадки) накопления ТКО, условия которого определяются в соответствии с типовой формой соглашения о совместной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, ее содержанию и текущему ремонту (Приложение).
Допускается заключение такого соглашения со множественностью сторон.».
Напомним, что в силу ст.36 ЖК РФ, ст.210 ГК РФ, п.2 № 491, п.26(1) Минимального перечня №290 собственники помещений МКД обязаны содержать только ОИ МКД.
Такие же выводы содержатся в письме Минприроды РФ от 11.10.2019 №08-25-53/24802 - обязанность по содержанию КП, не входящих в ОИ МКД, несёт муниципалитет, в границах которого расположены такие КП.
Не сомневаясь в законности внесения таких изменений в правила благоустройства, ОМСУ утвердил тариф на «платную услугу по содержанию мест (площадок) накопления ТКО». К слову, это чуть менее тысячи рублей в месяц за 1 кв.м. контейнерной площадки.
Мы полагаем, что оборудование КП и ремонт контейнеров возлагается на собственника имущества и земельного участка, а в обязательства управляющей организации входит очистка и уборка места накопления ТКО, то есть их санитарное содержание.
Теоретически управляющие организации могут достичь между собой соглашения о порядке санитарного содержания той или иной КП, учитывая, что одна КП может использоваться жителями нескольких МКД, а также частным сектором.
Но вопрос в ином: почему ОМСУ перекладывает бремя содержания своего имущества на других лиц? Вернитесь выше к процитированному пункту правил благоустройства:
- установлена безусловная обязанность заключить договор с МУП;
- тариф услуги МУП ничем не обоснован;
- услуга оказывается кому?
Фактически, людей обязывают платить МУПу за услугу, которую он оказывает собственнику КП (=муниципалитету). А лицензиаты не обязаны заказывать такую «платную услугу»...
Лихо?
В соответствии с п. 1 Правил № 354 услуга по обращению с ТКО отнесена к коммунальным услугам.
В соответствии с абзацем четвертым ст. 1 Закона № 89 обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16).
В соответствии с п. 4 ст. 13.4 Закона № 89 ОМСУ определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.