Посмотрим, как изображение ниже, проецируется на матрицу фотоаппарата или сетчатку глаза.
Упрощенная схема проекции будет выглядеть примерно так:
Как можно заметить, дальний объект синего цвета, имеет величину проекции меньше, чем ближний зеленого цвета. И чем дальше объект будет отдаляться от камеры, тем меньше будет его проекция на матрицу. Изображение получается перевернутым.
Мы только что разобрались с основами перспективы – объекты кажутся меньше по мере того, как они отдаляются от наблюдателя, пока не превратятся в точку на горизонте. Соответственно, из этого можно сделать вывод, – параллельные линии сходятся у горизонта.
Чтобы перенести реализм восприятия мира на картину художники придумали правила перспективы. Например, перспектива с двумя точками схождения:
Или с одной точкой схождения:
За фотографа всё это делает фотоаппарат. В принципе, любая фотография с горизонтом обречена на перспективу. Особо делать ничего не надо. По уменьшению размеров деревьев мы понимаем, что они удаляются от камеры, и чувствуем глубину в кадре.
Но глубину можно усилить.
На фотографии слева глубина намного меньше, чем справа. Дело в том, что справа мы видим схождение линий. Ширина реки постепенно уменьшается и сходится в точку.
Линии, которые сходятся в кадре, сильно облегчают восприятие глубины.
Как эта лестница, на фотографии ниже, ширина которой постепенно уменьшается отдаляясь от наблюдателя. Человек добавляет понимания масштаба сцены. У нас есть представления о ширине лестницы. Далее мы соотносим эти пропорции по всей длине лестницы.
Даже неявные линии, например часть рельефа, усилят перспективу.
В городе очень много правильной геометрии, поэтому в городских фотографиях сильно выражена перспектива и соответственно глубина.
И, наверное, вершина линейной перспективы – тоннель из одинаковых элементов.
В фильмах некоторых режиссеров очень много линейной перспективы. Например, у Стенли Кубрика.
Или у Андрея Тарковского.
Художник Юбер Робер все свои архитектурные работы выстраивал по правилам фронтальной перспективы – с одной точкой схода.