Найти тему
Слава Азаров

Глубина кадра. Часть II: Перспектива

Посмотрим, как изображение ниже, проецируется на матрицу фотоаппарата или сетчатку глаза.

Упрощенная схема проекции будет выглядеть примерно так:

-2

Как можно заметить, дальний объект синего цвета, имеет величину проекции меньше, чем ближний зеленого цвета. И чем дальше объект будет отдаляться от камеры, тем меньше будет его проекция на матрицу. Изображение получается перевернутым.

Мы только что разобрались с основами перспективы – объекты кажутся меньше по мере того, как они отдаляются от наблюдателя, пока не превратятся в точку на горизонте. Соответственно,  из этого можно сделать вывод, – параллельные линии сходятся у горизонта.

Чтобы перенести реализм восприятия мира на картину художники придумали правила перспективы. Например, перспектива с двумя точками схождения:

-3

Или с одной точкой схождения:

-4

За фотографа всё это делает фотоаппарат. В принципе, любая фотография с горизонтом обречена на перспективу. Особо делать ничего не надо. По уменьшению размеров деревьев мы понимаем, что они удаляются от камеры, и чувствуем глубину в кадре.

-5

Но глубину можно усилить.

-6

На фотографии слева глубина намного меньше, чем справа. Дело в том, что справа мы видим схождение линий. Ширина реки постепенно уменьшается и сходится в точку.

-7

Линии, которые сходятся в кадре, сильно облегчают восприятие глубины.

-8

Как эта лестница, на фотографии ниже, ширина которой постепенно уменьшается отдаляясь от наблюдателя. Человек добавляет понимания масштаба сцены. У нас есть представления о ширине лестницы. Далее мы соотносим эти пропорции по всей длине лестницы.

-9

Даже неявные линии, например часть рельефа, усилят перспективу.

-10

В городе очень много правильной геометрии, поэтому в городских фотографиях сильно выражена перспектива и соответственно глубина.

-11

И, наверное, вершина линейной перспективы – тоннель из одинаковых элементов.

-12

В фильмах некоторых режиссеров очень много линейной перспективы. Например, у Стенли Кубрика.

-13

Или у Андрея Тарковского.

-14

Художник Юбер Робер все свои архитектурные работы выстраивал по правилам фронтальной перспективы – с одной точкой схода.

-15