Примерно полгода моего ребенка нянчил компьютер. Хочу рассказать итоги своего провального "эксперимента"...
Предыдущий год был ОЧЕНЬ тяжелым.
1. Началась спецоперация. Для меня это очень тяжело: я наполовину украинка, у меня сводный брат в Днепре (если не ошибаюсь, он сейчас в Монреале), сестра мужа в Донецке и ее дети в Киеве.
2. В апреле мы прошли ПМПК, где нас долго мурыжили, в итоге продлили сыну детство. Жили в поликлинике.
3. Летом сад закрыли на ремонт, а мы начали решать проблемы со здоровьем ребенка: он тяжело с осложнениями болел все лето, плюс искривление ног. Снова жили в поликлинике.
4. К сентябрю сыну диагностировали аллергию и аденоиды, и мы начали оформляться в больницу на операцию. Чтобы ребенок чего-нибудь не подцепил, я оставляла его дома, а сама ходила в приёмный покой за справками и писала письма в канцелярию больницы.
Короче говоря, большую часть времени мой ребенок сидел со мной дома, и мне часто было нужно отличаться в больницы.
С больницами у меня отношения особые. На основании личного опыта (заражение тяжелыми инфекциями в юности), я считаю врачей людьми халатными и неадекватными чудовищами. Для меня часто посещать больницы все равно, что для вас жить в клетке с тиграми.
5. Еще мы сделали ремонт на кухне. Точнее делал его по выходным загнавшийся от двух работ муж, с криками, матами и оскорблениями... А я старалась успокоить его истерики, подавала инструменты, бегала за герметиком, пиццей и кофе.
Где-то в конце октября, после операции, я поняла, что я не тяну вообще ничего: не могу возить сына на реабилитацию, не могу никому звонить и ни с кем ни о чем договариваться, мне не доползти до больницы, где потеряли наш анализ, не могу даже встать с кровати...
Частично это все было связано с накоплением в организме антигистаминов, но также с пребыванием 24*7 в общении с моим специфически общительным сыном. Причем в принудительной изоляции мой ребенок стал еще более специфически общительным. Также накопились огромнейшие усталость и стресс от попыток социализации ребенка. Об этом напишу отдельно.
В итоге, помимо огромного упадка сил, я ещё обнаружила у себя сдвиги в психике:
- стала часто разговаривать сама собой;
- слишком нервно реагировать на выходки сына;
- появилось социофобия (нежелание встречаться с какими-либо людьми по каким- либо вопросам);
- безразличие ко всему, кроме естественных потребностей (есть, пить, спать, находиться в тепле) и т. п.
- неопрятность (не было сил допереть до химчистки куртку, постирать юбку, заштопать куртку);
- частые болезни (бронхиты, трахеиты, в новогоднюю ночь я одна в доме болела ротавирусом :)
В общем поняла, что я сейчас помру самым натуральным образом или слечу с катушек... И начала я думать, как вернуть себя к жизни. И вписалась в один творческий проект: делать красивые новогодние подарки, всякие новогодние поделки, красиво снимать и выкладывать в инстаграмм, ловить лайки. И т. п. Делала я это не от хорошей жизни: если бы я не переключилась, просто задушила бы очередного врача...
Творчество, как способ реабилитации, я открыла, когда ребенку было года 2. Тогда он просыпался каждую ночь, бодрствовал 2 часа, а потом засыпал. Сначала я сходила с ума, ругала сына. А потом повесила на гвоздик старый пиджак, и начала его вышивать. Каждую ночь. И вместо стресса, что я не сплю да и, наверное, не засну до утра, получалась радость, что я делаю что-то красивое и полезное. И после вынужденного бодрствования я спокойно засыпала.
Психологи отмечают, что многие люди в состоянии стресса любят заниматься творчеством, потому что оно дает управляемый результат. Ведь легче же вырастить помидор, связать свитер или сшить новое платье, чем управлять отношениями в семье.
Соответственно, мама была занята, а ребенок все это время был за компьютером. Сидел много: по 3-4 часа в день точно. Занятия я сократила до часу в день. К логопедам и нейропсихологам ходить почти перестали: не было денег и здоровья, и у меня, и у сына. Один большой карантин, с августа и сплошняком до декабря.
В пользовании сына компьютером были свои специфические особенности:
- смотрел одно и то же, прокручивая материал сотни раз, постоянно возвращаюсь к какому то эпизоду,
- смотрел не мультиики, а блогеров: более-менее адекватного "Компота", отвратительного "Нуб и про", музыкальные батлы "Hypno's Lullaby V2", "Медведя Валеру", подборку самых тупых тиктоков на ютьюбе, типа "Не бойся ножа - бойся вилки. Один удар - 4 дырки";
- не отличал просмотра чужого прохождения игры от своего. Говорил, что играл в ту или иную игру, хотя он просто смотрел видеозапись.
Что произошло с сыном от такого плотного общения с компьютером?
1. Ухудшилось внимание, увеличилась истеричность, плаксивость.
2. Выучил много бранных слов, которые употребляет к месту и не к месту, например, л*шара. Анфиса л*шара, мама л*шара, папа л*шара.
3. Снизилась усидчивость. Требовалось много времени, чтобы посадить сына за стол заниматься.
4. Стал дольше засыпать.
5. В речевом отношении из речи вылетели все родовые слова, то есть сын мог сказать, что яблоко и груша это фрукты, но на это нужно было усиленно намекать...
6. У сына покраснели и начали болеть глаза.
7. Чем больше ребенок сидел, тем больше хотел еще компьютерочасов.
8. Началась соревновательная дурь: насмотревшись батлов и челенджей, он всегда и везде лез первым, даже если это было неадекватно.
9. Общее дурное влияние. Мой ребенок принимает все за чистую монету, все, что происходит на экране. А видеохрючево для подростков вещь очень специфическая: тупые челенджи, вроде закидать человека едой, еще более тупые пранки и троллинги, например, посадить кого-то в яму и псмеяться над этим. Еще там есть всякие финансовые ло*троны и советы для маленьких детей типа: "Включите газ, чтобы попасть в страну фей". Нормик 7 лет может отличить условность видеореальности, что все "понарошку", а мой принимает все за чистую монету и пытается повторить.
Апофигеем стал момент, когда сын решил сделать пранк для Анфисы. Я выдавила в кошачью миску последний пакет корма, а ребенок, хихикая, налил туда воды. Я достала из холодильника его медовик (тоже купленный на последнее) и бухнула в миску с водой, а, когда сын заревел, сказала:
- Тебе обидно? Анфисе тоже. Разве пранк это весело?
С тех пор пранков в квартире больше не было. Сын переключился на съемку Тик-токов, с пердением, рыганием и другими "смешными" моментами.
Но кое-что после близкого общения с компьютером стало лучше.
1. Лексика обогатилась новыми подростковыми словами и англицизмами.
2. Интересы стали более взрослые и адекватные возрасту: сейчас все дети его возраста смотрят пранки и тико-токи, батлы. Сын может поддержать беседу на эту тему.
3. Когда он пробует новые продукты, я говорю, что это челендж. С фруктами это работает. И с некоторыми другими занятиями формат "челенджа" прокатывает.
4. Через блоги появился интерес к деньгам, осознание, что их можно зарабатывать и копить. Правда, несколько неадекватный: мечтает накопить монетки в копилки и переехать в пентхаус или предлагает нам взять ипотеку на пентхаус "Москва-сити".
Думает, что на это нужно 1000 рублей. Или так: "Я буду много работать (5 часов) и заработаю миллиард рублей".
Компьютер из жизни сына я убрала в начале января, как только начала выходить из эмоционального штопора, и тут же мы подарили ему смартфон :)
Мое мнение: в идеале ребенок с ОВЗ не должен иметь доступа к компьютеру до 6-7 лет, а время, проведенное за компом, вплоть до старших классов не должно превышать 30-60 мин в сутки в зависимости от возраста. Контент должен находиться под контролем родителей вплоть до совершеннолетия.
Частично компьютер в жизни моего ребенка все-таки остался: когда мультики после занятий включу, когда сам исподтишка пристраивается к компу: "Хочу оценить красоту компьютера!"
Я буду учить его использовать смартфон по назначению (общаться по телефону, писать голосовые и т.п.), собираюсь подключить учи.ру, уроки роблокс, настроить "родительский контроль". Блоги пока планирую запретить, т.к. количество тупизны и неадеквата в соцсетях зашкаливает. А как вы фильтруете контент, который получает ваш ребенок?