Роман Бокова С. Е. "Напряжение". Том 1. Глава 1
Задолго до окончания десятилетки Серёжка Боков, как и многие сверстники, начал мучиться вопросом: кем быть? В детстве он мечтал плавать по морям и океанам, затем увлёкся геологией и даже энтомологией. Но очень скоро из-за школьно-семейных передряг все лимонницы и махаоны вылетели из головы. Отец, Евгений Сергеевич, постоянно внушал сыну, что без образования другого выхода, как пойти в дворники или пастухи, у него не будет.
Не столько у Серёжки не было желания мести метлой или пасти коров, сколько не хотелось огорчать родителей. Особенно он жалел маму. Понимая, сколько страданий приносил ей своей безалаберностью и шалопайством, слезы или, самое страшное, немой укор матери, сам переносил очень болезненно. Торжественное обещание, данное им когда-то на кухне, стать инженером или ещё кем-либо, принадлежащим к интеллигенции, сидело в его голове крепко, усиливая и сердцебиение.
Но сомнения, терзающие непоседливого юношу, заключались в слабой успеваемости по школьным дисциплинам, относящимся к точным наукам. Одни учителя утверждали, что его подводит лень-матушка, другие - что запустил-де предметы, когда после смерти первой учительницы Анны Сергеевны Корневой часто менялись классные руководители.
Третьи - просто тихо исключили его из списков даже четвёрочников. Пожалуй, одна только учительница русского языка и литературы, завуч школы, безоговорочно уважаемая всеми Нина Ивановна Сергеева, твёрдо верила не только в его способности, но даже внушала коллегам, что "у Серёжи большое будущее".
В общем-то, ни один из педагогов не утверждал, что он - отпетый неуч и разгильдяй, в этом смысле были примеры и похлеще. Скорее наоборот, чуя в нём лидерскую жилку, всегда ему смело поручали организацию всевозможных дел. Поэтому сбор макулатуры, металлолома, работа в лагерях труда и отдыха, дежурства по школе, походы в лес и поездки в музеи и театры решались очень просто.
Классные руководители - сначала Вера Анатольевна Грицкова, в старших классах - Нина Фёдоровна Рашева - после уроков предлагали ребятам то или иное, попросив их самих определиться, кто за что будет отвечать, и через некоторое время Сергей уже руководил процессом выполнения поставленной задачи.
Одноклассники доверяли ему "командирство" и вполне осознанно прислушивались и подчинялись. Среди мальчишек были и другие лидеры, но их важность слетала, как шмель с качнувшегося цветка, когда Серёжка по-доброму, без выпендрёжа, вовлекал их в работу или просто в спор-беседу по какой-либо теме.
Одноклассники, г. Загорск, 1976 г.
Быстро подружился он и с ребятами из параллельного класса «А»: С. Ратниковым, А. Митрофановым и Н. Кожевниковым, переведёнными к ним после «восьмилетки» для полноценных занятий по начальной военной подготовке.
Школьные годы пролетели быстро, и все стали задумываться - куда пойти учиться? Девочки начали усиленно готовиться в основном в педагогические или медицинские вузы. Кое-кто нацелился на торговлю. А ребята вели свой расчёт: прокантоваться до армии, затем с честью продержаться в ней, а там - видно будет. У Сергея положение было потруднее.
Из-за шестилетнего поступления в школу ему на выходе из её стен стукнуло шестнадцать, до армии ещё далеко, поэтому «кем быть» необходимо было определяться сейчас же. Друзья, зная его артистическую натуру, почти единогласно решили проблему: «Иди, Серый, в артисты, в кино будем тебя смотреть».