Многие слышали о толстовстве - неком движении, которое основал граф Толстой. Движение было масштабным, вплоть до того, что одним из известных сторонников толстовства был Махатма Ганди, он переписывался со Львом Николаевичем. Движение называли сектой, что небезосновательно, ведь толстовцы живут обособленно общинами, придерживаются вегетарианства, не употребляют алкоголя и табака. Это может напомнить какое-нибудь Аум сенрике или секту Бога Кузи, но есть нюансы. Толстой никогда не причислял себя ни к богам, ни даже к пророкам. Он просто делился своими мыслями.
Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет. Он искал утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Толстой пробовал вести воцерковленную жизнь: он посещал церковь, выполнял все обряды, читал жития святых, ездил в Оптинскую пустынь, беседовал со знаменитыми старцами.
Толстой пришел к необходимости написать свое Евангелие, пытаясь скрестить 4 имеющихся, да еще и вычеркнуть все, что ему показалось лишним. «Четвероевангелие: Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-1881) - конечно, как и все, он решил, что власти скрывают, и взялся за греческий оригинал в попытке найти скрытый смысл. Толстой вычеркнул все строфы о чудесах Спасителя, которого он считал обыкновенным человеком. Толстовское евангелие «по смыслу» кончается смертью Иисуса на кресте, когда Он, «склонив голову, предал дух». От Нагорной проповеди осталось 6 пунктов: не противься злу, не гневайся, не разводись, не клянись, не осуждай, не воюй.
Обратившись к первоисточникам, Толстой что-то понял для себя. Он изложил это в нескольких текстах: "Исповедь", "В чем моя вера?", "К духовенству", "Христианское учение" и др. Часть из этого очень раздражало власть, особенно то, что касалось "не клянись" и "не воюй". В основном же Толстой вошел в конфликт с Церковью, так как упорно считал, что религиозные обряды являются мишурой, скрывающей истинный смысл учения Христа-человека. Этот конфликт был даже не следствием его неприятия православия, а следствием распространения панрелигиозности в мире, понимания того, что все религии - это формы, за которыми скрываются этические системы, что вызывало желание очистить эти системы от местного колорита, добраться до сути.
Уже понятно, что бы сказали участники Вселенских Соборов, прочитав такое. Это целый комплекс ересей - антитринитаризм, гностицизм и прочее. Можно было бы дописать христологическую ересь, но Толстой отрицает уже саму божественную природу Христа. Однако есть нюанс - это конец XIX века. Все это написано через 300 лет после тезисов Лютера, который растоптал авторитет католической церкви. Это написано через 100 лет после "Жизни Иисуса" Гегеля и через 20 лет после "Жизни Иисуса" Ренана, где биография Христа рассматривается в историческом контексте. Толстой был современником Ницше, но никто не называет ницшеанство ересью, ведь у него какая-то своя атмосфера, так и у Толстого - тоже.
Священный Синод, государственная структура, руководившая православной церковью в Российской империи, наложил на Толстого малое отлучение (анафема - большое отлучение). Толстому, который от церкви отрекся сам, это было параллельно. На предложение покаяться в своем письме он ответил так: «Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством». И Синод разумно не возвращался к этому вопросу, потому что Толстой не был богом Кузей, который отжимал квартиры у своей паствы, а просто думающим человеком со своими тараканами в голове.