Рассказ неизвестного человека. СССР, 1980. Режиссер Витаутас Жалакявичюс. Сценарист Витаутас Жалакявичюс (по одноименной повести А.П. Чехова). Актеры: Евгения Симонова, Александр Кайдановский, Георгий Тараторкин, Людмила Зайцева, Павел Кадочников, Сергей Мучеников, Борис Романов и др. 3,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Повесть «Рассказ неизвестного человека» Антон Павлович Чехов закончил на рубеже 1892—1893 годов — во времена крушения народовольческого движения, когда многим русским интеллигентам казалось, что «исхода нет» (А. Блок)…
Известный режиссер В. Желакявичюс экранизировал «Рассказ неизвестного человека» на пороге восьмидесятых годов двадцатого века. Теперь ему можно было по-новому расставить акценты, попытаться дать иную трактовку чеховского произведения. Но режиссер, исходя из творчества Чехова, сконцентрировался на теме отрицания писателем методов борьбы народничества, а именно — индивидуального террора как способа решения социальных проблем.
Трагедия народовольца Владимира Ивановича (Александр Кайдановский) в том, что он духовно сломлен каторгой и ссылкой, запутался в своих переживаниях и чувствах, лишился самого главного — веры в будущее и смысла жизни.
Трагедия потомственного аристократа графа Орлова, (к которому под видом лакея устраивается, выполняя задание народовольческой организации, Владимир Иванович), по сути — в том же. Умный, едко ироничный, Георгий Орлов (Георгий Тараторкин) давно уже выжег свою душу цинизмом, неверием в добро и гуманность человеческой жизни. Он — потребитель, бравирующий своим эгоизмом, неспособный даже на кратковременную вспышку любви.
Между ними — женщина. Восторженная, экзальтированная, изнеженная Зинаида Федоровна (Евгения Симонова). Она — вся порыв и надежда. Искренняя вера в любовь Орлова сменяется у нее не менее искренней верой в высокое предназначение Владимира Ивановича.
Но, следуя Чехову, режиссер отнюдь не склонен восторгаться поступками Зинаиды Федоровны. Не имея внутреннего стержня, она хватается за любую соломинку, лишь бы жить осмысленно, цельно. Но настоящей цели у нее нет. Горячее увлечение, каприз — вот ее стихия.
Восхищает мастерство актеров. Сдержанна, вся как бы направлена внутрь, в глубь души, игра Александра Кайдановского: отрешенный взгляд, устало-безвольные движения рук... С губ графа Орлова не сходит барски-пренебрежительная усмешка, глаза смотрят насмешливо, тонкие пальцы в любой миг готовы прочертить воздух чуть ленивым всплеском.
Мертвая, застывшая атмосфера официального Петербурга тонко воссоздана оператором Анатолием Кузнецовым — зеленовато-коричневые тона, осязаемая рельефность точной предметности интерьеров
Вместе с тем, режиссер, казалось бы, буквально во всем следуя Чехову, принес экранизации излишнюю рациональность. Наполнив фильм иронией и сарказмом, режиссер растерял, как мне кажется, чеховский лирический подтекст. Великолепно передавая безысходность существования Владимира Ивановича, Зинаиды Федоровны и Георгия Орлова, автор экранизации хотел еще сильнее заострить эту трагедию, но на деле как бы встал над героями фильма. Потому и вся картина воспринимается больше рассудочно, чем эмоционально.
Александр Федоров, киновед
Ребенок к ноябрю. Украина, 1992. Режиссер Александр Павловский. Сценаристы: Александр Павловский, Александр Бородянский, Игорь Шевцов (по мотивам одноименной повести Леонида Жуховицкого). Актеры: Лариса Шахворостова, Лариса Удовиченко, Андрей Анкудинов, Сергей Маковецкий, Александр Соловьёв, Александр Панкратов-Чёрный, Михаил Светин, Александр Стриженов и др.
Представьте себе ситуацию. Молодая одинокая, красивая женщина хочет родить ребенка, не претендуя при этом на брак с его будущим отцом. Но... Оказывается, не так-то легко найти желающих мужчин.
Режиссер раскручивает этот сюжет в комедийном жанре (хотя события легко можно представить себе и в драматическом варианте). Перед нами проходит череда мужских типов, так или иначе оказывающихся несостоятельными в кульминационных для героини эпизодах. В конце-концов замужняя подруга главной героини не выдерживает и отдает ей на прокат своего безропотного балбеса-мужа (один из модных актеров современного отечественного кино Сергей Маковецкий очень хорош в этой роли инфантильного мужчины-ребенка), но...
Словом, в «Ребенке к ноябрю» полно пикантных ситуаций, которые, надо думать, пришлись бы по душе французским мастерам эротических комедий. Но Александр Павловский, увы, не Мишель Девиль и даже не Роже Вадим. Эротика в «Ребенке...» лишена чувственного шарма, в игре большинства актеров нет импровизационной легкости. Словом, фривольная комедия не должна быть такой серьезной...
Александр Федоров, киновед