Найти в Дзене

Вестерн

История покорения Дикого Запада началась с движения.
С экспедиции двух офицеров армии США, Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка, предпринятой в 1804 году. Вслед за ними на огромные пространства Северной Америки к западу от реки Миссисипи устремились тысячи поселенцев. Они изгоняли индейцев, истребляли бизонов, разводили коров и перегоняли их стада, преодолевая вместе с ними расстояние порой в тысячу километров. Эта история, которая на глазах людей превращалась в легенду, просилась в литературу. Так, в начале именно в литературе, возник жанр вестерна (от англ. West — «Запад»). И у его героев, кочевавших из одного бульварного романа в другой, были не только реальные имена, но и реальные прототипы: бандит Билли Кид, охотник на бизонов Буффало Билл и Уайеетт Эрп, страж того закона, который находился только в стадии становления, но был символом цивилизации, которая пришла на эти земли. Так реальная история становилась легендой еще до воцарения ее в кино. А потом случилось то, что и должно был

История покорения Дикого Запада началась с движения.
С экспедиции двух офицеров армии США, Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка, предпринятой в 1804 году. Вслед за ними на огромные пространства Северной Америки к западу от реки Миссисипи устремились тысячи поселенцев.

Жизнь Дикого Запада: хитрость охотников (литография, 1862)
Жизнь Дикого Запада: хитрость охотников (литография, 1862)

Они изгоняли индейцев, истребляли бизонов, разводили коров и перегоняли их стада, преодолевая вместе с ними расстояние порой в тысячу километров. Эта история, которая на глазах людей превращалась в легенду, просилась в литературу. Так, в начале именно в литературе, возник жанр вестерна (от англ. West — «Запад»). И у его героев, кочевавших из одного бульварного романа в другой, были не только реальные имена, но и реальные прототипы: бандит Билли Кид, охотник на бизонов Буффало Билл и Уайеетт Эрп, страж того закона, который находился только в стадии становления, но был символом цивилизации, которая пришла на эти земли. Так реальная история становилась легендой еще до воцарения ее в кино.

Ковбой (фотохром, между 1898 и 1905)
Ковбой (фотохром, между 1898 и 1905)

А потом случилось то, что и должно было случиться. Вестерн обрел плоть и кровь, когда его внутренняя форма — движение сквозь пространство и время, через прерии и пустыни, через годы и десятилетия XIX века — совпала с внешней формой кино как движения двадцати четырех кадров в секунду навстречу Приключению. И произошло это в 1903 году, когда режиссер Эдвин Портер снял один из первых киновестернов «Большое ограбление поезда» о нападении бандитов на поезд и о справедливом возмездии, которое чинят грабителям бесстрашные ковбои небольшого городка на Диком Западе. Какими красками заиграла вся эта двенадцатиминутная история в кино. Здесь были съемка с движения, настоящие пейзажи в кадре, двойная экспозиция и даже выстрел из пистолета прямо в экран, отчего дамы в зрительном зале падали в обморок, а кое-кто из мужчин убегал из зрительного зала.

Большое ограбление поезда (1903), режиссер Эдвин Портер
Большое ограбление поезда (1903), режиссер Эдвин Портер

В общем, можно сказать, что зритель полюбил вестерн. И это была любовь с первого взгляда. Во всяком случае к концу 1910 года каждый двадцатый американский фильм был вестерном. Впрочем, лучше, чем киновед Елена Карцева во вступлении в ее книгу «Вестерн. Эволюция жанра» об этом киножанре не напишешь: «Дальний Запад… Дикий Запад… Прерии, каньоны, лавины бизоньих стад, одинокий полет орла над каменистой пустыней, караваны фургонов… Индейцы, трапперы, золотоискатели, ковбои, бандиты, шерифы… Это — мир вестерна, самого национального жанра американского кино… Это — мир вестерна, в котором герой всегда одолевает злодея, где все персонажи — как шахматные фигуры — делают ходы по строгим правилам, мир увлекательных приключений, не существующий без погонь, безумных скачек, револьверных дуэлей и акробатических кулачных потасовок… А типичный герой на типичной улице типичного западного городка всегда в соседстве с Коварной Соблазнительницей — неизменной брюнеткой — и Хорошей Девушкой — непременной блондинкой. Он — в действии, в критических ситуациях. Он — победитель и бандитов, и женского сердца».

Человек с равнины (1936), режиссер Сесил Блаунт де Милль
Человек с равнины (1936), режиссер Сесил Блаунт де Милль

Потому, наверное, дань вестерну отдали Сесил Демилль («Юнион Пасифик», «Человек с равнины), Уильям Уайлер («Человек с Запада», «Большая страна», «Дружеское увещевание»), Кинг Видор («Дуэль под солнцем», «Техасские рейнджеры»), Генри Кинг («Стрелок», «Бравадос»), Говард Хоукс («Рио Браво», «Красная река»), Майкл Кёртис («Додж-Сити» , «Яркий лист», «Дорога на Санта-Фе»), словом, почти каждый большой режиссер Голливуда.
Под «их пером» история превращалась в легенду, а миф делал из погонщика коров Ковбоя, странствующего рыцаря, борца за справедливость. И это ничего, что рыцарь часто был в бегах и преследуем законом. Потому что он утверждал другой, нравственный закон, а этот закон часто вступал в конфликт с существующим в каком-нибудь городке порядком, установленном человеком с ружьем, державшем жителей этого городка в страхе. А шериф — да, у него была металлическая шестиконечная звезда на груди, но, считаясь официальным представителем порядка, он фактически признавал над собой право беззакония, на том основании, что оно было сильнее.

Дорога на Санта-Фе (1940), режиссер Майкл Кёртис
Дорога на Санта-Фе (1940), режиссер Майкл Кёртис

Однако в один прекрасный момент в город на своей лошади въезжал авантюрист в белой шляпе с кольтом на боку и восстанавливал справедливость, и утверждал свободу. Так разрешался глубокий конфликт между человеком и запретами, между человеком и законом. Так рождался новый закон штата и формировались сами штаты, и цивилизация побеждала вековую дикость.
Возможность исследования этого конфликта в рамках одного из любимых зрителями приключенческих жанров и привлекала к нему мастеров экрана.

Кинорежиссер, сценарист, продюсер и писатель Джон Форд
Кинорежиссер, сценарист, продюсер и писатель Джон Форд

Но все-таки непревзойденным среди них был Джон Форд. Прекрасный рассказчик, создатель запоминающихся характеров, умевший погружать зрителя в психологию героев и в психологию окружающего мира с его панорамами изменяющихся в каждую секунду времени пейзажей.

Дилижанс (1939), режиссер Джон Форд
Дилижанс (1939), режиссер Джон Форд

Но главным качеством вестернов Джона Форда было, пожалуй, то, что британский режиссер Линдсей Андерсон определил как «глубокое чувство семьи, общности людей и нации».

И. Ликинская