Человек по природе зол, добрым он становится вследствие воспитания.
Сюнь-цзы (荀子 xúnzǐ), философ периода Воюющих государств, Шаньдун, 313 до н. э. - 238 до н. э.
Практически все, кто интересовался прикладной составляющей ушу, так ли иначе сталкивался с разделом под названием циньна (擒拿 qínná).
Это не удивительно - эти техники известны в Китае с древних времен. Но есть важный момент:
В Старом Китае такие приемы не были выделены как сейчас в отдельный раздел, и назывались по другому.
Наиболее ранним упоминанием принято считать знаменитое перечисление наиболее эффективных на то время прикладных систем в «Новой книге записей о достижениях» (纪效新书 jì xiào xīn shū), составленной в Минскую эпоху генералом Ци Цзигуаном ( 戚继光, 1528-1588). Генерал упоминает известные прикладные системы в то время:
山東李半天之腿,鷹爪王之拿,千跌張之跌,張伯敬之打,少林寺之棍與青田棍法相兼,楊氏鎗法,與巴子拳棍 ,皆今之有名者.
Любопытно, что, из существующего в наши дни, в списке есть только шаолиньская техника фехтования шестом. Это к вопросу о древности популярных ныне кулачных школ. В момент серьезной опасности государству, когда император призвал храбрецов и бойцов со всех краев Поднебесной проявить себя в борьбе с пиратами, для представителей таких школ был реальный шанс сделать неплохую карьеру. Как для мастеров боевых искусств, так и для его клана, это была серьезная возможность продвинуться вверх по социальной лестнице. Но список Ци Цзигуана не содержит популярных и известных кулачных стилей. Отсюда несложный вывод: все известные сейчас кулачные школы тогда еще не зародились.
Но вернемся к теме циньна. На втором месте в списке видного борца с пиратами стоит техника захвата вана орлиных когтей (鷹爪王之拿 Yīngzhǎo wáng zhī ná). Однако мы не знаем, как на самом-то деле выглядели техники этой школы и насколько они сопоставимы с современным циньна.
Вот Цели той организации:
популяризировать боевые искусства, изучать теорию боевых искусств и историю кулачного искусства, развивать таланты в боевых искусствах и служить стране, укрепляя людей
Они практически полностью пересекаются с целями Центрального Института изучения боевых искусств, который в 1928 году откроют в Нанкине, а уже позднее команда выпускников этого Института разработает искусство циньна. Но обо всем по порядку, до этого ещё много лет, а в 1916 году при Институте спортивных исследований открывается Клуб боевых искусств, где преподают такие титаны той эпохи, как Ян Цзяньхоу и Ян Шаохоу, Ян Чэнфу и Сунь Лутан.
Если вернуться к источникам по корням циньна, то любят ссылаться к цитатеиз 31 свитка сведений по административному округу Нинбо в провинции Чжецзян (宁波府志 Níngbō fǔ zhì) , где говоря о существовавшем в давние времена стиле внутренней семьи - нэйцзяцюань (内家拳 Nèijiā quán) тоже упоминаются 25 техник захватов (拿 ná):
七十二跌、二十五拿
Однако забывают, что приемы, входящие сейчас в раздел «циньна» обычно были тесно интегрированы в технику стиля или школы. Они часто носили узко специфичные стилевые названия, ничего неговорящие постороннему, и достаточно много примеров старых техник, аналогичных используемых в циньнашу, но не использующих в своих названиях эти два иероглифа цинь или на.
В среде практикующих боевые искусства обобщенно именовались как «методы разделения мышц и растаскивания костей» (分筋错骨手 fēnjīn cuògū shǒu).
Увы, мало кто знает, что сам этот термин «искусство циньна» (擒拿术 qínnáshù), как и цигун, возникли сравнительно недавно, всего лишь в ХХ веке. К сожалению, нет времени и сил подробно разбирать те процессы , что происходили в то время как во всем мире и в Поднебесной.
Если предельно кратко, то надо упомянуть, что с конца XIX века до второй мировой мир развитые страны Европы, Америки и Азии были охвачены интересом к физкультуре и здоровому образу жизни, спорту.
Хороший и известный нам пример: предвоенный подъем физкультурного движения СССР и Германии.
И как во всём мире, эти идеи попали в Поднебесную, массово развиваясь в стране благодаря активной поддержке правительством.
С середины XIX века в Поднебесной произошло много событий, без которых невозможно понять те умонастроения в народе и среди образованных людей, что в итоге вытолкнули боевые искусства в качестве национальной идеи возрождения Нации. Опиумные и Японо-китайские войны, восстание ихэтуаней и другие события позволили Западному сообществу заявлять, что азиаты - ущербные люди. Это крайне болезненно воспринималось самими китайцами.
После Синхайской революции начался тотальный слом старого уклада и поворот к более прогрессивным на тот момент Западным принципам организации государства и общества.
С учетом влияния общемировых тенденций, в Китае и занялись вопросом здоровья нации, выбрав для этого путь адаптации боевых искусств:
сделать традиционные боевые более безопасными и приспособленными для задач физического воспитания,
тем самым воплощая идею Китайской Республики:
здоровье народа — сила нации.
В апреле 1915 в Тяньцзине была созвана первая Всекитайская конференция по образованию (全国教育联合会 Quánguó jiàoyù liánhé huì), где было принято фундаментально важное постановление:
в каждое учебное заведение обязательно добавить старые китайские боевые искусства, для чего в педагогических училищах взращивать такого рода преподавателей.
Потом подобные постановления шли практически непрерывно.
В октябре 1918 министерство образования провело конференцию для директоров средних учебных заведений, где приняло резолюцию
Во всех средних школах страны будут изучать боевые искусства.
Это ознаменовало тот момент, когда передаваемое в стародавние времена преимущественно в деревнях и в замкнутых кланах, искусство проникло в школы, став основой для уроков физического воспитания, готовя поколение
умеющих одинаково хорошо сражаться и мечем и пером
文武双全 wénwǔshuāngquán,
заменяя традиционное понятие китайской культуры:
гражданское и военное идут разными путями
文武分途 wénwǔ fēntú
И здесь огромную роль играли литературные произведения в жанре у-ся, массово выходившие в ту эпоху, выполняя важную задачу пропаганды боевых искусств, их этики и философии.
Когда в двадцатых годах Нанкин стал столицей Китая, то именно там было решено открыть Центральный институт гошу: чтобы готовить кадры преподавателей ушу.
Основной целью было
через совершенствование физических качеств своего тела [посредством изучения боевых искусств] развивать моральные и интеллектуальные качества, стремясь к к максимально гармоничному развитию человека,
При этом использовали концепцию «Три взращивания» (обращаем внимание на порядок, т.е. значимость):
- Нравственное воспитание (воспитание высокой морали) (德育déyù);
- Умственное воспитание (воспитание интеллекта) (智育 zhìyù);
- Физическое воспитание (体育tǐyù);
В последней декаде июня 1927 года, бывший военачальник с северо-запада Чжан Чжицзян, пользуясь поддержкой близких соратников Сунь Ятсена, таких как Юй Южэнь, политик Линь Сэнь (林森 Lín Sēn, 1868-1943) и генерал Ли Лэцзюнь (李烈钧 Lǐ Lièjūn, 1882-1946), начал подготовку к строительству Центрального Института изучения боевых искусств.
Чжан Чжицзян определял такие задачи института, достигаемые через занятия ушу, как:
физическое и нравственное воспитание,
укрепление обороноспособности страны,
увеличение производительности труда,
поддержание общественного порядка,
дать отпор угнетателям,
охранять народовластие.
Основная идея была
спасение государства, спасение народа.
Также был сформулирован фундаментальный для всех последующих реформ лозунг:
здоровье народа – сила нации.
Итак, в 1928 году в столице Китайской Республике в Нанкине был учрежден знаменитый «Центральный Институт Гошу». Именно термином гошу - «национальное искусство» (国术 Guóshù), а не привычным вам ушу, в годы Китайской Республики именовали боевые искусства, заменив термин времен империи Цин.
Тяжелые и глобальные события конца XIХ и начала ХХ веков в Поднебесной, сопровождались также и широким проникновением сведений о Западной культуре. Это подтолкнуло китайскую интеллигенцию к заимствованиям в различных областях знаний и культуры Запада. Поэтому кроме множества стилей ушу, в Институте преподавали не только английский бокс и японское дзюдо, но и широкий спектр известных нам западных спортивных дисциплин, такие как атлетика и гимнастика. И все это в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной…
Но наконец пришло время перейти к созданию искусства циньна.
После выпуска Хань Цинтан был прозван «Первым из сильнейших в боевых искусствах» (武状元 wuzhuàngyuan), так до Синхайской революции назывался победитель на столичных экзаменах. Хань был известным специалистом в искусстве воздействия на болевые точки, удары, броски и захваты (点打摔拿 Diǎn dǎ shuāi ná), которое изучал в Циньдао у мастера по имени Сунь Маолинь (孙茂林 Sūn Màolín).
Будучи по факту первым кандидатом на самую высокую должность Хань Цинтан был направлен работать инструктором в Полицейскую академию провинции Чжэцзян (浙江警官学校 Zhèjiāng jǐngguān xuéxià).
Важно понимать, что в то время в стране происходило «жесткое переформатирование» всех институтов власти. В том числе был переход от манчжурской системы городской охраны - к построение полицейской системы уже цивилизованного, читай - Западного, образца.
Если при прежней власти городская стража ходила с мечами-дао и носила хатангу дегель, а согласно имперским законам этим дао и пользовалось во время наведения порядка: в ножнах или обнажая в зависимости от обстоятельств. Ну порубают пару другую десятков людишек низшего сословия, не проблема:
из земли вышли - в землю и вернулись!
Только вот после Синьхайской революции - так уже было нельзя, да и ходила полиция уже в европейского образца форме. Так как моделью для обучения сотрудников новых сил правопорядка первоначально взяли английскую, возникла непростая задача по разработке инструментов и средств как для задержания правонарушителей, так и для самозащиты самих сотрудников.
Через некоторое время Хань Цинтан в качестве преподавателя пригласил известного исследователя и популяризатора боевых искусств Лю Цзиньшэна, своего земляка-шаньдунца из Цзимо и практика стиля танланцюань, где тоже был специальный раздел «методы разделения мышц и растаскивания костей» (分筋错骨手 fēnjīn cuògū shǒu).
Лю Цзиньшэн с 1916 по 1929 год работал в Циндао, регулярно путешествовал по провинции и активно общался с местными мастерами ушу, собирая уникальную информацию по практике и теории ушу.
И еще, что очень важно в рамках нашей истории, он также в течение трех лет жил в Японии, где изучал …дзюдо. Сейчас принято считать, что именно он привнес в их совместные разработки борьбу лежа из этой японской системы - ввиду отсутствия аналогов в ушу.
В любом случае для полицейских задач задержки правонарушителей было необходимо разработать приемы, которые Хань Цинтан и Лю Цзиньшэн взяли у японцев в разделе «катамэ вадза» ( 固技 gù jì , техника обездвиживания):
- удержания («осаэкоми вадза»),
- болевые («кансэцу вадза»),
- удушающие приемы («симэ вадза»).
Лю Цзиньшэн поддерживал тесные дружеские отношения с мастером Ван Цзыпином, который был деканом «Шаолиньского факультета» в Центральном Институте Гошу. Ван был видным чиновником в данной структуре и оказывал всяческое содействие данному проекту. Сейчас считают, что именно он поделился знанием техники воздействия ногами с земли (沾衣十八跌 zhānyī shíbā diē). Когда у них у всех было время, они собирались вместе и изучали традиционные «методы методы разделения мышц и растаскивания костей».
Напомню, что в Старом Китае обычно не было привычного нам разделения, все было единым, целым.
Опирались на так называемые «четыре основы»:
- «шоу»(手 shǒu),
- «янь» (眼 yǎn),
- «шэньфа» (身法 shēnfǎ),
- «бу» (步 bù),
то есть на методы рук, глаз, действий корпусом, шагов.
Наши реформаторы, для удобства обучения и систематизации, условно стали выделять четыре основных раздела кулачного искусства:
- удары ногами (踢 tī),
- удары руками (打 dǎ),
- техники связанные с захватами (拿 ná),
- броски (摔 shuāi).
Анализируя огромный пласт доступных источников, непрерывно общаясь с другими традиционными специалистами ушу, проверяя и тестируя различные приемы и методы из ушу и дзюдо, они отобрали и систематизировали в удобную и привычную для нас структуру именно те приемы, что наиболее оптимально подходили именно для полицейских задач, требующих в первую очередь нейтрализации и задержания оппонента, а не нанесения ему жостких физических увечий или даже убийства.
Кроме структурирования информации, было еще одно принципиальное новшество: так как в Институте Гошу студентам преподавали также анатомию и медицину, принципиальным новшеством было выработка у обучающихся понимания того, как должен выполнятся прием исходя из знания анатомии, пределов естественной подвижности суставов и т.п., а не потому, что «так делать показал учитель»…
В итоге исследований в 1930-х годах вышеуказанная команда единомышленников и составила набор методов, названный ими «Циньна шу» - искусство циньна ( 擒拿术 Qínná shù), ставший обязательным курсом во всех полицейских академиях Китая. Они долго придумывали термин для своего искусства, стараясь подобрать так, чтобы название несло определенную смысловую нагрузку и отражала задачи полиции. И им это удалось!
Итак, значение иероглифа цинь (擒 qín) несет здесь основную смысловую нагрузку, означая схватить, поймать, задержать, взять в плен, изловить. В боевых искусствах смысл иероглифа цинь передают простым примером: вам бросают что-то и вы это ловите в воздухе. Классический вариант в рамках циньнашу: это перебрасывание шадая -мешка с песком для тренировки захватов и навыка ловить руку противника. Основное значение иероглифа «на» (拿 ná) - это брать и держать в руках, но также и ловить, хватать, арестовывать. Например, вы не ловили шадай, а взяли его с полу и держите в руке. Это и будет понимание иероглифа на в контексте этого искусства. Таким образом получается, что смысл циньна - это ловить и удерживать.
Создавая циньнашу, его авторы стремились
вобрать лучшее, отбросив устаревшее...
Именно от их творчества затем пошли распространенные в наше время разнообразные «8 техник»,«16 техник», «36 техник» и «72 техники циньна», включая парные комплексы и даже одиночные таолу. Также ими, на основе существовавших ранее традиционных методов ушу и дзюдо, было создано привычное сейчас разделение циньнашу на пять разделов:
- разделение мышц и сухожилий (分筋 Fēn jīn);
- растаскивание костей (错骨 Cuò gǔ);
- перекрывание воздуха (闭气 Bìqì);
- перекрывание меридианов (断脉 Duàn mài);
- воздействие на биологические активные точки (点穴 Diǎnxué);
Была проделана огромная обобщающая и структурирующая работа, по сути квинтэссенция, выжимка из доступных им китайских, японских и, вероятно, европейских источников.
После успешного опробования и внедрения этого новшества среди полицейских систем в Гоминьдановском Китае, и благодаря деятельности Центрального Института Гошу и других подобных структур, произошло распространение цинньнашу и среди гражданского населения, где его продвигали в качестве самообороны.
Искусство циньна таким образом получило дополнительное распространение по стране, тем самым дав толчок интеграции и взаимопроникновения в уже существовавшие на тот момент школы и стили. Вот только циньнашу уже основывалось на особенностях Нового времени и не подразумевало целей Старого ушу:
быстро и эффективно искалечить или убить оппонента,
ибо после Синьхайской революции законодательство и образ жизни изменились, и костоломство старых времен уже было не в тему.
Однако, из-за этого возникла небольшая проблема: техники, разработанные для полиции и изучаемые обычными людьми в многочисленных филиалах Центрального Института Гошу по всей стране почему-то не всегда срабатывали в ситуации противостояния простых граждан с правонарушителями.
Стали разбираться, и причиной посчитали:
- для оперативной работы в полиции изначально набирали физически крепких, сильных и крупных людей,
- дополнительно работал «эффект мундира», чего не было в случае простых обывателей.
В итоге, вероятно, вспомнили известную поговорку ушу:
Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом
练拳不练功,到老一场空
Liàn quán bù liàngōng, dào lǎo yīchǎngkōng.
В общем, как всегда в Поднебесной обратились к истокам, то есть к дополнительным наработкам Старого ушу, заимствуя оттуда различные укрепляющие методы и СФП.
На Западе считается, что данное искусство стало известно во многом благодаря совместной книге Лю Цзиньшэна и Чжао Цзяна (赵江 Zhào Jiāng), изданной в Шанхае в июле 1936 года. В этой работе они в 72 техниках систематизировали свои многолетние исследования. На самом деле тираж был крайне мал, и вопрос влияния циньнашу на Западную культуру боевых искусств надо дополнительно исследовать.
В 1933 году, в соответствии с требованиями Министерства просвещения, Центральный Институт изучения боевых искусств учредил Редакционно-ревизионную комиссию для проведения исследований и редактирования учебников по боевым искусствам. В 1941 году Министерство образования создало Комитет по редактированию и проверке учебников по боевым искусствам для систематизации учебных программ и методик по боевым искусствам, и в следующем году им совместно управляли Министерство образования и Департамент военной подготовки. В рамках этой деятельности, к 1945 году Лю Цзиньшэнь успел отредактировать и опубликовать три учебника по боевым искусствам, но в июле 1948 года Лю Цзиньшэн умер от болезни желудка в Циндао в возрасте 49 лет. Лю Цзиньшэн был дальновидным реформатором боевых искусств, всегда придерживался фактической эффективности техники в бою в качестве основного критерия. Он осмеливался обсуждать, критиковать и анализировать традиционные боевые искусства, считал необходимым учитывать преимущества бокса, дзюдо и других боевых искусств для улучшения традиционных китайских боевых искусств. Увы, другие исследования Лю Цзиньшэня вообще обычно неизвестны нашим любителям ушу... Возможно, позднее постараемся рассказать о них ( например про упоминаемые выше "点穴法", "八打八不打", "武功要旨").
Видео с ним пока не найдено, но сохранилась редкая запись Хань Цинтана, с учебным исполнением таолу:
Подводя итог этого краткого обзора, можно отметить:
Активное привлечение разносторонних и прогрессивных мастеров позволило в ХХ веке создать искусство циньнашу.
Однако в итоге своего развития циньнашу получило полный комплект традиционного набора ушу от цзибэнгун и СФП до развитой парной работы и таолу.
Благодаря исключительной поддержке государственных и образовательных структур, циньнашу активно распространялось по стране, тем самым проникая в разные стили и становясь неотъемлемой частью современного нам ушу.
Вот такая занимательная история. Всем хороших тренировок!
Подписывайтесь, ставьте лайки, а мы будем делать для вас интересные и полезные материалы.
Дм. Моисеев, СПб