Найти тему
Вольный Странник

Крещение Господне в дореволюционной русской деревне и в Москве XXI века

На этой неделе заканчиваются рождественские святки, которые венчаются праздником Крещения Господня. И сейчас, и «раньше» этот праздник встречали по-разному. Да и не может быть здесь какого-то единства, здесь единство — в главном, а вот во второстепенном — пожалуйте, бесконечное многообразие! На вкус и цвет, ориентируйся на то, что ближе, — лишь бы сохранялось то самое, главное.

Один из вариантов, пример, но не образец, впрочем, способный быть и образцом, — в воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) — одного из тех великих людей, которые сберегли сами и описали для потомков православную русскую культуру, и так позволили сохранить и в Советском Союзе, и в новой России — ту самую, настоящую Россию. Приведу слова владыки и, чтобы многими лишними словами не комментировать, просто выделю жирным курсивом те моменты, которые запросто можно принести в нашу современную мегаполисную жизнь:

«Вот детство. Суровая зима. “Крещенские морозы”. Сочельник. Литургия — после обеда, к вечеру. Но никто ничего не кушает — до святой воды, которая освящается в первый раз еще после литургии сочельника. Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично…

Вспоминаю, что после принесения домой святой воды мы, отпивши от нее сами, кропили ею всё: и комнату (у нас был домик лишь в одну комнату), и коровник, и отделение для свиней, и погреб — при пении “Во Иордане”. Потом зажженною свечечкою коптили кресты над всеми дверями

Затем уже садились за постный стол... На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась “богатая (обильная) кутья”. Считалось, что хотя еще не наступило шестое января <то есть 19.01. — по новому стилю>, но праздник уже открылся: пропели “во Иордане”, освятили воду, постились до нее; а потом уже “обедали”, а точнее, “вечеряли”... Служба кончалась поздно, к вечеру; а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, по уставу…

Утром службы... И не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку, при пении стихир “Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя...”, “Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан”… на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм: и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды... Какая требовалась вера! Какое Христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа!.. И мы, еще детьми, бывало, бежим домой, закрывая руками в перчатках лица от крещенских морозов. Уже не заходили и в церковь, где должна еще заканчиваться литургия, — но нам уже не до этого, да мы и не знали того... А главное ведь совершилось: благодатная святая вода — в руках... А потом разговенье от вчерашнего поста... Тепло... Радостно на душе... Боже! Сколько у нас, верующих, красоты и смысла!»

© Анна Сапрыкина

Издательство «Вольный Странник»