Завершившийся 2022 год принес в разные сферы российского бизнеса много нового и необычного. Реагируя на экономическую турбулентность и последовавшую за ней неопределенность, которая привела к неизбежному в таких случаях тотальному сокращению издержек, сервисные компании начали стремительно адаптироваться к работе на сжимающихся рынках. Не стал исключением и фасилити-бизнес, которому еще весной многие прочили тотальное сокращение. Однако компании сектора не только успешно отреагировали на произошедшие изменения, но и выработали новые организационные подходы к ведению бизнеса и уверенно смотрят на перспективы 2023 года.
Начавшаяся структурная трансформация экономики затронула, если не все, то подавляющее множество отраслей и привела к очень неоднородным результатам. Кому-то удалось существенно расширить свой рынок, выводя на него продукцию, заместившую выбывший импорт. Чей-то бизнес, наоборот, сократился до минимума из-за глобальных изменений в системе поставок. Многие компании, работавшие ранее на выполнение экспортных заказов, столкнулись с ограничениями возможностей вывоза своей продукции, со сложностями в проведении валютных расчетов и приступили к поиску заказчиков на внутреннем рынке. В этой связи уровень конкуренции между ними возрос и заказчики, получив возможность выбора, стали более требовательными, как к качеству получаемых товаров и их цене, так и к сервису, обеспечивающему бесперебойную доставку и работу поставщиков. И в этой части востребованность в качественном фасилити менеджменте, ориентированном на эффективное и результативное предоставление логистических и прочих вспомогательных услуг, то есть на управление инфраструктурой организаций, возросла.
При этом сами компании, работающие в сфере фасилити, также столкнулись с новыми вызовами. Раньше рынок был стабилен, понятен и двигался сонаправленно со всей экономикой, расширяясь и сужаясь вслед за ее циклическими изменениями, но неизменно находясь на восходящей линии долгосрочного тренда. Запросы заказчиков также были понятны и прогнозировались, поставки техники и материалов для их удовлетворения были налажены, а стабильные требования к персоналу позволяли взаимодействовать с широким спектром потенциальных и действующих работников, уделяя внимание их квалификации. Компании оттачивали гибкость своего менеджмента, оптимизировали издержки, совершенствовали технологичность бизнес-процессов и наращивали конкурентные преимущества на избранных направлениях своей специализации, реализуя собственные стратегии долгосрочного развития. В минувшем году, прошедшем под знаком экономической турбулентности, к решению этих задач добавились новые, причем, некоторые из них возникли довольно неожиданно и тем самым существенно повлияли на облик и операционную деятельность компаний.
Во-первых, весенние скачки валютного курса сильно ударили по издержкам: материалы и оборудование, среди которых преобладала импортная продукция, резко подорожали. А на фоне ухода с российского рынка большого количества поставщиков, оставшиеся на складах торговых посредников запасы бытовой химии, материалов и комплектующих для специализированной техники стали исчезать. Появившиеся в скором времени каналы параллельного импорта решали лишь часть возникших вопросов: в страну стала поступать меньшая номенклатура товаров, по неизбежно более высоким ценам из-за удлинившихся логистических цепочек поставок, да еще и с большим процентом контрафакта. Перед компаниями сферы фасилити возникла дилемма: пойти на рост издержек при высоких рисках снижения качества своих услуг из-за вероятного ухудшения качества поставляемых по параллельному импорту материалов или найти другой выход? И этот выход был найден: активное импортозамещение, которое в производстве, например, средств бытовой химии, стало вполне реальным во взаимодействии с химической промышленностью и наукой. Двигаясь этим путем и инвестируя в новые производства, компании смогли уйти от нестабильности поставок и зависимости от валютного курса, в устойчивость, в которую в 2023 году многие не верят. А рост издержек далеко не всегда можно переложить на цены и на заказчика, особенно в ситуации, когда заключены долгосрочные контракты и многие положения, в том числе ценовые, в них зафиксированы.
Вторым значимым вызовом стала внезапно усилившаяся конкуренция между работодателями на рынке персонала. Компании фасилити сферы предъявляют большой спрос на ответственных сотрудников со средней и невысокой квалификацией. Обзоры рынка труда по регионам страны показывают, что именно в этом сегменте рынка труда летом и осенью минувшего года произошли наиболее заметные изменения, которые привели к опережающему увеличению спроса. Прежде всего, предложение рабочей силы в стране уменьшилось, как по естественным причинам, так и по причине прошедшей частичной мобилизации и перемещения людей. Кроме того, ряд предприятий, особенно работающих в системе гособоронзаказа, начали активно нанимать новых работников, проводя их обучение и адаптируя к условиям решения своих производственных задач. Наконец, возрос спрос на работников складской и логистической сферы со стороны маркетплейсов: в условиях продолжающегося снижения располагаемых доходов население начало заметно экономить, в том числе, все более активно перемещая свои покупки из торговых центров в сектор онлайн торговли. Данные статистики показывают, что потребительские расходы в реальном выражении уменьшились примерно на 10%. Для удовлетворения спроса на услуги онлайн торговли и потребовались дополнительные рабочие руки. Как и во многих других сферах экономики, на рынке аутстаффинга спрос довольно легко может опережать в своей динамике предложение: людей не хватает и между компаниями сегодня ведется самая настоящая конкурентная борьба за их привлечение.
И фасилити бизнес находится в самой гуще этих событий, предлагая потенциальным сотрудникам стабильные и привлекательные условия работы. Действительно, те же маркетплейсы могут предложить гибкие зарплатные перспективы, но всецело зависящие от выручки, которая может колебаться в очень большом диапазоне. К тому же, кризис в экономике не вечен, и по мере стабилизации ситуации люди начнут возвращаться в офлайн торговлю, что неминуемо скажется на работе маркетплейсов: так фундаментально устроено потребительское поведение. В этом свете стабильная занятость в компании, занятой фасилити менеджментом, становится более привлекательной, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. Ни торговые центры, ни производственные предприятия, ни организации различных сфер не откажутся от обслуживания своей инфраструктуры, а по мере стабилизации экономики объем заказов с их стороны будет только увеличиваться.
В-третьих, как всегда, в условиях сокращающейся экономики, растет требовательность со стороны заказчиков. И особенно это заметно именно на рынках услуг. Для фасилити бизнеса это означает рост требований к квалификации персонала и к его ответственности. Используя традиционные меры материального и нематериального стимулирования, компании и здесь нашли выход. Безусловно, не обошлось без индексации заработных плат: статистическое ведомство показало общий уровень инфляции по итогам года около 12%, и не отреагировать ростом зарплат компании не могли. Фасилити бизнес сегодня сознательно пошел на снижение своей маржинальности и при увеличении издержек (как со стороны закупки материалов и оборудования, так и со стороны оплаты труда) не стал перекладывать весь рост издержек в свои тарифы. Именно в этом шаге и заключается стратегическое видение компаний: недополученная сегодня прибыль обернется удержанием и укреплением рыночных позиций и принесет отдачу в будущем.
Таким образом, за неполный год фасилити бизнес проделал большую работу по оптимизации системы поставок материалов, по закреплению конкурентных позиций на рынке персонала и укреплению имиджа привлекательного работодателя, по выходу на рынок производства импортозамещающей продукции и по формированию своей социальной миссии, которая выражается в поддержке своих сотрудников. Оглядываясь на классические учебники по менеджменту, многие скажут, что все это вместе тянет на цели стратегического развития нескольких лет. Однако в условиях экономической нестабильности время сжалось настолько, что потребовалась их оперативная реализация буквально за один год. И компании сделали это.
Что же ждет фасилити бизнес в 2023 году, который, по всем прогнозам, экспертов ожидается непростым, а по масштабам сокращения экономической активности обещает превзойти прошлый год? Как и для любой сферы деятельности, конечно, важна будет общая экономическая динамика, которая ожидается сдержанной, без резких провалов и скачков. Однако, даже если на рынках будут происходить кардинальные изменения и ухудшения, компании отрасли, получившие закалку в 2022 году и достойно ответившие на его вызовы, организационно и содержательно к этим изменениям готовы.
Можно уверенно говорить о том, что острая конкуренция за персонал продолжится. В складывающихся условиях зарплатные требования сотрудников будут продолжать возрастать и компании предусматривают индексацию зарплат как минимум в соответствии с ожидаемым темпом инфляции. Опять же, в ответ на рост зарплат компании получают более ответственных и ценных сотрудников, надежно выполняющих обязательства компаний перед заказчиками.
Инвестировав средства в производство импортозамещающей продукции, компании в значительной степени ушли от валютного риска, который может привести к очередному витку роста издержек через удорожание импортных поставок. Несмотря на то, что в базовых прогнозах экономических и финансовых ведомств не обозначено резкое обесценение рубля, рынок считает такую вероятность достаточно высокой. Кроме того, собственные производства материалов, во-первых, диверсифицирует бизнес, делая его более устойчивым, в, во-вторых, снимает зависимость от срыва договоренностей с поставщиками и, соответственно, необходимых для продолжения операционной деятельности поставок. Компании становятся более устойчивыми, их бизнес более стабильным, а партнерство с ними более надежным с точки зрения заказчика.
Следующим трендом 2023 года, очевидно, будет повышение планки требовательности со стороны заказчиков. И это тоже один из незыблемых социально-экономических законов: что бы ни происходило вокруг, как бы ни менялись издержки, уровень жизни и благосостояния, заказчик всегда будет требовать лучших условий, лучших продуктов и наилучшего качества выполнения оказываемых услуг. Предприятия и организации в сложных экономических условиях вынуждены экономить, и за каждым рублем своих затрат хотят видеть результат. В этой связи будет обострение конкуренции и между фасилити компаниями, каждая из которых будет стараться удержать и укрепить свои конкурентные преимущества и рыночные сегменты. И вновь, пройдя непростой и во многом шоковый для бизнеса 2022 год, компании к такому готовы.
В свете всего сказанного выше, наступивший год обещает стать для фасилити бизнеса годом оптимизации тех решений, которые были приняты и реализованы в прошедшем году. В 2022-м требовалось действовать быстро и точно, чтобы не утратить рыночных позиций, что компании и сделали. Теперь настало время довести начатые проекты до их стабильной реализации и превратить их в долгосрочные, работающие и оптимизированные процессы. Накопленный опыт развития компаний в прежние годы, усиленный закалкой принятия решений в экстремальных кризисных условиях позволяет с уверенностью смотреть на перспективы 2023 года.
Таким образом, тенденции, набравшие силу в 2022 году, сохранятся, а в чем-то даже усилятся. Но это уже не будет внезапным событием, а, значит, вооруженные антикризисным опытом фасилити компании, диверсифицировавшие свой бизнес и усилившие свои конкурентные позиции как на своем рынке, так и на рынке труда, готовы к новым форматам работы.
Источник:
https://vc.ru/finance/584605-fasiliti-biznes-v-novoy-ekonomicheskoy-realnosti-2023-goda