Из рабочего процесса:
Ребенок учится в начальной школе. Учиться ему не нравится. Он, как будто ко второму классу не пришел к пониманию того, что обучение – это его задача, а не родительская. Ребенок обследован с медицинских позиций – у терапевта, невролога, эндокринолога. За несколько месяцев до школы проходили диагностику у психолога: внимание, память, мышление, восприятие, воображение – все в норме. Уроки дома превращаются в битву, приходится делать не только их, но и доделывать то, что изучалось на уроке. Это очень портит семейные отношения на всех уровнях. Что делать?
Вы говорите о физическом здоровье – это очень хорошо. Психологически были исследованы когнитивные способности ребенка – они в порядке. Однако готовность школе – это комплексное явление. Кроме тех, о которых Вы пишете, есть еще мотивационная готовность, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Предлагаю начать с мотивационной готовности. Само по себе обучение ребенка не мотивирует. Скорее всего традиционные конструктивные мотивы уже неоднократно озвучивались и оказались неэффективны. Предлагаю небольшой эксперимент.
Давайте попробуем найти для мальчика сверхзадачу во время обучения в школе. Сверхзадачи: получить образование, быть как брат – не работают. Возможно, сработает прагматическая или игровая сверхзадача.
Прагматическая сверхзадача заключается в поиске того, где ему может пригодиться в жизни то, что он изучает непосредственно на уроке. Например, русский язык. Первое, что приходит в голову – будешь грамотно писать письма, но и этот тезис тоже ребенку нужно доказать. Многие говорят о том, что редактор правит, поэтому нет нужды думать о таких мелочах. Можно здесь попробовать сосредоточиться на цитате М.В. Ломоносова: «Кто смутно пишет, тот смутно думает».
Что это может означать и как связана цитата с уроком русского языка. Есть система языка, она едина для всех пользователей – ее-то и изучают на уроке русского. И, зная, как устроена система, можно, наблюдая за индивидуальным использованием ее окружающими многое о них узнавать.
Например, когда человек избегает местоимения «Я», говорит: мне холодно, мне лень, мне тяжело или надоело. Что такое использование слов может говорить о человеке? Можно предположить, что человек избегает ответственности за свои слова и быть на виду, предпочитает быть в тени.
Можно попробовать в режиме игрового мозгового штурма накидывать идей с вечера – как на практике можно использовать то, что будет изучаться завтра, заглянув в учебник. А на следующий день – проверять. Но чтобы проверить, нужно погрузиться в тему урока, как следует ее изучить, прочувствовать, чтобы понять наверняка, чья идея в мозговом штурме оказалась наиболее близка к прагматической истине.
Игровая сверхзадача предполагает игровую рамку, в которой происходит обучение в целом. Например, школа – режимный объект, где передаются секретные шифровки. За учебный день их все нужно получить, надлежащим образом обработать, и предъявить вышестоящему начальству (маме на проверку домашнего задания). Сын при таком раскладе – секретный агент, отправившийся добывать секретную информацию, зашифрованную под обычные школьные задания…