Расскажу о небольшой повести для подростков, которая называется "Всё будет как сосны". Автор книги - писательница Маръа Малми. Книга вышла в серии "Не прислоняться".
В повести, которая насчитывает чуть меньше 80 страниц, четверо подростков встречаются с нереальной нежитью, чтобы прожить свои реальные беды. Если кто-то еще не читал книгу, но собирается это делать (а книгу я от души рекомендую), материал лучше пропустить, в тексте будут спойлеры. Или можно пропустить мой текст, а почитать цитаты, чтобы понять, нравится ли вам стиль автора.
Рассказчиком книги выступает неизвестная сущность, может это пень, а может - садовый гном, одно мы знаем точно: дело происходит в Финляндии, когда-то он станет мхом, а рядом растут сосны и стоит школа. Время от времени кто-то из подростков подходит к нему, чтобы рассказать свою историю. Истории эти, как правило, печальны, а простых и однозначных решений подобных ситуаций не знают даже взрослые. Но это не значит, что жизнь должна становиться тёмной и беспросветной, в итоге каждый из подростков находит, за что ему держаться.
Первую историю нам поведает Тапио Ялава. Он говорит в основном о своей семье, но параллельно мы узнаём, что у мальчика - ДЦП, и много лет жизни уже отдано и еще предстоит отдать процессу реабилитации. Впрочем, волнует его не столько костыль, сколько эксцентричная мама. Эта мама то поёт, когда идёт по улице, то приглашает на Рождество незнакомых одиноких стариков, потому что у неё в детстве не было бабушки. Сюжет Тапио посвящён очередному Рождеству и очередному старику, который составил семье компанию на праздничном ужине.
Кстати, я заметил, что грустных гораздо больше становится перед праздником. Они как будто специально к празднику свою грусть наращивают, чтобы нормальным людям жизнь портить. Ну не то чтобы портить, а просто чтобы все вокруг не особо-то радовались.
Типа, радуйтесь, но в меру. Помните, что грустные тоже в этот момент в мире имеются. И вроде как надо на это обратить внимание. И поскромнее быть. Нет, мне жалко, что не у всех, может, счастья полные штаны, но что же мне теперь, не смеяться, что ли?
Мне вот кажется, что, если я хохочу и в этот момент забываю, что где-то есть тот, кто не хохочет, - это нормально. Может, я своим хохотом в этот момент кому-то жизнь улучшаю. Об этом тоже ведь не стоит забывать.
Может, я своим хохотом перекрываю тот вред, который от грустных исходит. И миру от моего хохота становится лучше. Вроде как я уравновешиваю своим хохотом грусть.
Рассказчица второй истории не называет читателям своего имени, кажется, ей с ним не очень приятно живётся. И это понятно: она чувствует себя чужой, ведь они с мамой - эмигранты с непростой историей. Девочка не называет ни страны, из которой они приехали, ни того горя, что с ними там случилось, но в тексте даётся ключ-подсказка, по которому читатель определит и страну, и травмирующее событие. Результатом этой травмы стала болезнь мамы. Во дворе дома девочка встречается со страшным существом - копателем, который тащит её под землю и заставляет там работать.
Если не знаешь - значит, не выдашь. И свои не сдадут, если не наболтаешь. Вон у мамы моей спроси. Давай спроси, чем разговоры кончаются. Как мы всю семью потеряли. Как я орала ночью маленькая, а она боялась, что услышат и тоже убьют. Как мы тут оказались, спроси. Мама про это готова целый день говорить без умолку. Чтоб я зарубила себе на носу. Спроси ее. Больше не захочешь никому ничего про себя рассказывать. Поэтому я вру.
У меня с мамой вообще-то не очень. В смысле, она особенная. Поначалу работа у нее была хорошая, всё ок.
Потом не сложилось. Теперь врач сказал, такое у нее в мозгу заболевание, что она боится всего - общения, разговоров, паникует по-тихому. Дома сидит человек и выйти не может. Вообще из дома не выходит - слыхал про такое?
Прозвище третьего рассказчика - Букашка. Мальчик маленького роста живёт с бабушкой, мама его ушла, а отец его - волшебное существо, "властелин воды". Он дарит Букашке велосипед, но этот велосипед угоняют.
У нас тут мигрантов полно. Не все своим детям могут велики купить. Так что велики часто воруют. Бабушка говорит, это мигранты и что полиции наплевать. Потому что это ведь не у депутата угнали. Она говорит, вот если бы у депутата угнали, всех бы на уши поставили.
А тут - у детей стырили, велика важность. Не знаю, мне тогда казалось, что из меня весь мир вынули. Вообще не осталось его нигде. Прям темно везде стало. Иду как на ощупь. Никогда не думал, что на зрение влияет, если так больно.
Четвёртый герой книги - Калле Меландер, у которого вроде бы всё хорошо. Его папа очень богатый человек, который покупает сыну всё, что тот пожелает. Но самое главное он купить ему не может - маму. Его мистическим испытанием станет квест в лесу, во время которого Калле придётся встретиться с действительно страшными созданиями и проявить настоящую храбрость.
Он, типа, приходил со мной посоветоваться. Говорит, если посчитать, сколько у нас уйдет, чтобы содержать дом в чистоте и на любовницу, то легче жениться. Не удивляйся, мол, что я женюсь. Это чисто из экономической целесообразности. Я тогда думал, что он шутит. Не, выписал себе филиппинку.
Хорошо, конечно, что фацер все подсчитал. А мне-то что с этим делать?! Ходит теперь у нас по дому тише воды такой пришелец. Шуршит с утра до вечера, тут потрет, там потрет. Тихая, как кукла. Ни слова поперек.
У всех героев книги есть кое-то общее: их проблемы совсем не детские. Не в том смысле, что ребенок не может с таким столкнуться или понять суть, совсем наоборот, может. Просто сам ребёнок не в состоянии решить эту проблему, да и взрослые, как правило, с таким не справляются. И что же тогда остаётся делать? Находить опоры и истории, за которые можно держаться, пока жизнь не станет лучше и понятнее. Вторая общая черта героев - их одиночество. А еще каждый из них показывает: если не бояться чудовищ, они начинают уважать героя и даже дают волшебные дары. Это мы все ещё из народных сказок знаем.
В конце книги помещено также очень хорошее обращение автора к читателям. В нем она помимо прочего говорит вот какие важные слова:
Все те страшные, «взрослые» вещи, которые не должны касаться детей, но вторгаются в их жизнь чем дальше, тем чаще. Так уж сейчас устроена наша жизнь: чудовища - порождения мира взрослых, а сражаться с ними нередко приходится детям. И поделать с этим ничего нельзя. Приходится сражаться.
В этой книге зло не очаровательно, оно уродливо. Эти чудовища - не легендарные мифические монстры, которых так приятно пугаться, завернувшись в уютный плед и читая книжку. Это нечто другое, потому что и времена другие. Но в таком случае почему же они так похожи на гномов или водяных? Наверное, потому что дети во все времена стараются населить свой мир привычными существами, о которых, возможно, читали в сказках.
Так их легче победить.
Как известно, я не люблю "проблемную" литературу для подростков, когда на двухстах страницах у героя кто-то разводится, умирает, сбегает из дома, впадает в депрессию и теряет деньги. А сам он при этом еще учится в школе, терпит нападки учителей и одноклассников, поскольку у него проблемы с поведением. Дело не в том, что я считаю, будто детям нельзя читать о реальных проблемах. Нужно читать! Просто я хочу книгу в первую очередь увлекательную и хорошо написанную (с точки зрения психологизма, стилистики и так далее), а среди "проблемных" подобных книг не так уж много (или просто мне не очень везет с ними).
Книга Маръи Малми, пожалуй, вполне укладывается в разряд "проблемных", при этом она мне очень понравилась! Думаю, что даже из приведенных цитат видно, какой хороший это текст, он образный, в нём есть чувства и мысли героев, а сами персонажи похожи на подростков, а не на взрослых, которые мимикрируют под пубертат. Мистический элемент, вплетенный в повествование, делает его остросюжетным, необычным и чуточку страшным. Так о серьезных социальных проблемах автор говорит со своим читателем языком метафор, иносказательным языком, и делает это увлекательно. Используя минимум не самых банальных средств: в книге мало персонажей, почти нет диалогов, вся она написана от первого лица, текст очень компактный, зато ёмкий. В итоге получилась отличная книга.
В заключение скажу еще пару моментов об авторе и ее книгах:
- Маръа Малми - это псевдоним, на самом деле автора зовут Илона Румянцева;
- Маръа Малми раньше жила в Петрозаводске (Карелия, Россия), а в последние годы живёт в Хельсинки (Финляндия). Живя в Финляндии, она продолжает писать на русском языке и издаваться в России;
- Рукопись повести "Всё будет как сосны" стала лауреатом конкурса на лучшее литературное произведение для детей и подростков "Книгуру";
- В конце прошлого года мы узнали, что другая рукопись писательницы, которая называется "На моём зелёном лице всё написано", стала лауреатом третьего сезона конкурса издательства "Белая ворона" и в этом году будет издана.
***
Читали эту повесть? Ждёте ли следующую книгу Маръи Малми? Я - очень жду!